Многие мировые культуры включали четыре стихии в свои философские, религиозные или мифологические традиции. Большинство из этих традиций постулирует существование одной первичной энергии, которая проявляется в виде энергетических потоков «с пониженным напряжением», известных как стихии, — процесс, напоминающий работу трансформатора. Эту первичную энергию называли различными именами: прана, витальная сила, ци и т.д. Неотъемлемые характеристики этой первичной энергии были идентичны во всех культурах, хотя названия, которые давались первичной силе и самим стихиям, различались. В Тибете создавались огромные структуры, имевшие название «ступы», как гигантские символы структуры мироздания. Основанием ступы служил огромный куб (представляющий землю), на котором покоилась сфера (вода), а на вершине сферы находилась напоминающая спираль структура (огонь). На самой вершине этой конструкции располагался полумесяц (воздух), в котором находилась маленькая сфера («эфир» — тибетское название первичной силы, из которой вытекают другие стихии). Ступа представляла основу тибетской космологии, а стихии считались основными энергиями космоса. Сходная концепция стихий обнаруживается в священных индийских книгах (таких как «Бхагавадгита») и в философской основе Аюрведы (традиционной индусской медицины). Китайская философия и акупунктура основаны на концепции стихий. «Пять первостихий: дерево, огонь, земля, металл и вода охватывают все явления природы. Этот символизм в равной степени применим к человеку» (Су Вен). Эти пять стихий соответствуют четырем стихиям, обычно используемым в западной культуре, с добавлением эфира. Западная традиция обычно не упоминает пятую стихию, поскольку она отличается от других и в сущности является источником остальных четырех стихий. Древнегреческая философия также основывалась на доктрине стихий, которые приравнивались к четырем способностям человека: моральной (огонь), эстетической и духовной (вода), интеллектуальной (воздух), физической (земля). Европа эпохи средневековья и Возрождения заимствовала идею стихий главным образом из работ Галена, связавшего их с четырьмя основными соками организма, которые, в свою очередь, порождали четыре вида темперамента. Упоминание об этом можно найти во всех ранних медицинских трудах Европы, а также в произведениях Вильяма Шекспира и других известных литераторов. Мы можем обнаружить множество примеров значимости, придаваемой стихиям, в японской культуре. Например, в буддийском трактате о Бодхидхарме, написанном в 1004 году нашей эры, четыре традиционные стихии представлены как четыре качества, которые составляют мироздание: свет (огонь), воздушность, текучесть и твердость. Стихии также тесно вплетаются в ткань мифологии. В древнем Шумере, где религия охватывала все жизненные аспекты и виды деятельности, важнейшие божества соответствовали стихиям: Ану — бог неба (воздух); Энлиль — бог-громовержец (огонь); Нинурсаджа — богиня земли; Энки — бог воды. Упомянутые примеры показывают, что стихии, подобно зодиаку, считались не только важнейшей реальностью, с которой древние народы должны были иметь дело, но в сущности основой самой реальности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Всемирное признание четырех стихий» з дисципліни «Астрологія та психологія»