Само слово runa означает "тайна", восходя к древнейшему индогерманскому корню со значением "прятать, скрывать". Его следы сохранились и в современных языках, ср., напр., немецкое raunen - "нашептывать", латышское runat - "говорить" или финское runo -"стихотворение, заклинание". Кстати, русское "хранить" связано, по всей вероятности, с тем же корнем.
Pуны - магические и алфавитные знаки, использовавшиеся народами Европы от черноморского побережья до далекой Гренландии. Pуны высекали на камнях или вырезали на дереве, ими украшали оружие, посуду, различные предметы, писали заклинания над входом в дом и на носах кораблей. Первые из сохранившихся рунических надписей относят к III в. н.э., однако многие знаки имеют гораздо более древнее происхождение, восходя к магическим символам кельтских жрецов-друидов.
С течением веков начертание и значение знаков менялись. Долгое время они служили только для магических целей и для гадания: древние кельты, скандинавы и готы не знали письменности. Значение букв алфавита руны приобрели относительно поздно, после вторжения кельтов в Италию (IV в. до н.э.). Одни знаки были переосмыслены, другие добавлены в подражание знакам латинского или, возможно, даже этрусского письма. Третьи так и не вошли в алфавит и для письма не использовались: их значение осталось чисто магическим и держалось в секрете от непосвященных.
От кельтов рунная грамота перешла к германским, а потом и к скандинавским племенам. Pазные племена создали разные модификации алфавита: так, на британских островах он состоял из 33 букв, в германских землях - из 24, а в далекой Исландии всего из 16 букв. Знатоки рун были магами и врачевателями; они носили особую одежду, учили молодежь и пользовались всеобщим уважением. Впрочем, в той или иной мере рунной грамотой владели все представители племени.
Каждая руна имела собственное имя и связывалась с тем или иным божеством, предметом или явлением. Выкладывая руну из деревянных палочек или нанося ее изображение на березовую кору или камень, на древко копья или на поверхность глиняного сосуда, врачеватель, воин или охотник обращался непосредственно к той сущности, которую руна обозначала, чтобы воздействовать на нее определенным образом. Врачеватель изгонял болезнь, воин просил победы в бою, охотник привлекал добычу. Для усиления воздействия имя руны произносили или распевали в особой песни. Желая вызвать бурю, наслать болезнь или гибель на врага, пели т.н. "злую песнь" или совершали зейд - магический обряд, включавший пение и танец.
Магией владели не только мужчины, но и женщины. Так, зейд вообще полагалось исполнять только женщинам; предсказанием будущего у древних норманнов занимались особые прорицательницы - волюры. С помощью песен и рун заклинали также духов и домовых, мертвецов и троллей.
С приходом христианства рунический алфавит был признан "языческим" и быстро вытеснен из употребления. Попытка (вест-)готского епископа Вульфилы использовать руны для передачи текстов Священного Писания (IV в. н.э.) не помогла: его труд был забыт даже раньше, чем погибло вестготское королевство. Латинский алфавит был удобнее.
В среднем от принятия христианства до полного забвения рунных знаний проходило от трех до пяти столетий. Принципы "языческой" магии и древние легенды объявлялись вредным колдовством, дьявольским наущением и истреблялись всеми доступными средствами. Дольше всего знание рун, как алфавитных, так и магических, сохранялось в Исландии: христианство проникло туда лишь в Х в. Однако и там к концу XV в. не осталось ни одного "рунекендера" (мага). Легенда гласит, что они стали эльфами, духами, кобольдами, изредка посещающими людей, чтобы помочь (или, наоборот, помешать) им выбраться из сложных жизненных ситуаций. Но эльфы не делятся своими тайнами со смертными: с последним живым "рунекендером" ушло и знание.
В XIX в. руническая грамота изучалась главным образом историками и археологами. Лишь недавно, уже в XX в., когда были открыты многие памятники исчезнувших было культур, и интерес к древним знаниям начал возрождаться, для рун также наступила пора "второго рождения". Многое, конечно, оказалось утеряно безвозвратно; однако современным исследователям, в первую очередь американцам Pалфу Эллиотту и Pалфу Блуму, удалось в значительной мере воссоздать утраченное.
Pалф Эллиотт собрал и систематизировал все известные сведения о рунах и дал первое их описание в терминах современной оккультной науки (1959). Pалф Блум (1982) унифицировал написание рун, предложил свой порядок их расположения, во многом отличающийся от Футарка (древнего алфавита), восстановил старые и разработал новые способы расклада, аналогичные применяемым в других системах гадания.
При этом Pалф Блум использовал только алфавитные руны, заведомо неспособные, как он пишет, причинить кому-либо вред, даже будучи использованы в магических целях. Он сделал это не потому, что магические руны были ему не знакомы (хотя из всех когда-либо использовавшихся рун именно они понесли от пролетевших веков наибольший урон), а чтобы они не попали в недобрые руки.
Он же добавил к двадцати четырем германским рунам двадцать пятую, пустую, считая необходимым учесть классический "фактор неопределенности" или, попросту говоря, волю Божью, когда исход событий зависит не от самого спрашивающего (см. выше). Он назвал ее "руной Одина", верховного бога древних германцев.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ВОЛШЕБНЫЕ PУНЫ» з дисципліни «Всі види ворожіння»