Необходимость работы со специальными приемами усиления
"В ту же секунду, как вы появились перед слушателями, они, естественно, неизбежно отдали вам свое внимание. Нетрудно сохранить его в течение следующих пяти секунд, но нелегко удержать в течение следующих пяти минут. Если вы его потеряете, то вам будет вдвойне трудно снова вернуть его. Поэтому начинайте свое выступление с какого-нибудь интересного сообщения уже в самом первом предложении. Не во втором и не в третьем, а в первом, ПЕРВОМ!"[42, 52] Действительно, оратор работает отнюдь не в идеальной обстановке, когда ничто не мешает ему воплотить свой замысел. На идеальные обстоятельства вряд ли можно надеяться хотя бы потому, что люди устают и отвлекаются, даже если они с интересом относятся к теме и оратору. Поэтому при работе над речью необходимо заранее продумать (расположить в композиции или заготовить на случай необходимости) средства управления вниманием, приемы усиления. Сами эти средства изыскиваются на этапе изобретения, однако оратору следует подумать над их расположением в пространстве и во времени речи, чтобы на протяжении всего выступления владеть аудиторией. "Если я каждую минуту, пока читаю, имею ясное представление о степени ее внимания и о силе разумения, то она в моей власти." (А.П. Чехов) Оратор, продумывая композицию речи, должен наметить места, где он использует тот или иной прием активизации внимания (например, яркий образ, цитату), который, работая на тезис, будет еще и привлекать «уставшее» внимание. Обычно внимание «устает», ослабевает через каждые 15–20 минут слушания. Поэтому уместным, целесообразным будет введение средств привлечения внимания на каждом композиционном стыке, т. е. при переходе от части к части, от микротемы к микротеме, от одной мысли к другой, от одного аргумента в ее пользу к другому. Поэтому еще при подготовке выступления в композиции следует отметить (выделить, например, цветом) места стыков компонентов речи и то, с помощью чего внимание будет привлекаться. Так, после вступления следует задать вопрос, ответом на который должен быть тезис, т. е. вся будущая речь; или сформулировать проблему, разрешению которой будет посвящена речь; или обратиться к аудитории с предложением обсудить вопрос, проблему, ситуацию и т. п. Переходя от микротемы к микротеме основной части, можно приглашать к размышлению: "мы рассмотрели первый вопрос и можем перейти ко второму…", "а теперь поговорим о главном…", "хочу обратить ваше особое внимание на данную проблему…", "это для нас с вами особенно важно.…" и т. п.; обращаться к аудитории: "вы скажете: уважение к себе — личное дело каждого. Вовсе нет."; задавать вопросы: "Сколько сейчас языков на свете?… Что делать? Изучать иностранные языки?" После основной части совершенно естественно прозвучат слова: "Итак, к каким же выводам мы пришли?…", "подведем некоторые итоги…", "хочу подчеркнуть особое значение…". При расположении материала, особенно если речь значительна по объему, необходимо логические рассуждения равномерно чередовать с эмоциональными компонентами, которые, по мнению М.В. Ломоносова, "более всех служат и движению, и возбуждению страстей", и иметь их достаточно в запасе. "Читаешь четверть, полчаса и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать на потолок, на Петра Игнатьевича, один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбнется своим мыслям. Это значит, что внимание утомлено. Нужно принять меры. Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур. Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится ненадолго гул моря… Я тоже смеюсь. Внимание освежилось, и я могу продолжать". Так пишет А.П. Чехов в рассказе "Скучная история", иллюстрируя основной принцип введения в речь средств привлечения внимания в момент утомления аудитории. Однако следует помнить, что освежать внимание нужно не первым пришедшим на ум каламбуром, а образом, историей и т. п., обязательно связанными с предметом речи. Разумеется, посторонние анекдоты не могут считаться средствами оживления внимания и не должны встречаться в речи.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Необходимость работы со специальными приемами усиления» з дисципліни «Сучасна ділова риторика»