Второй закон осложнения этоса показывает, что речевой этос обладает свойствами культуры. Нормы этоса подчиняются общим законам культуры, по которым новое не уничтожает старое, но лежит на нем и развивает старое применительно к новым условиям. Обилие и возрастающее разнообразие норм речевого этоса показывает, как сложно устроена речь с точки зрения действующих правил. Вместе с тем, общество, постоянно вводя новые правила и запрещения, требует одновременно не прекращения, а развития содержания и форм речи , бывших прежде. Роль запрещений в этих условиях сводится к тому, чтобы создать в речи новые смыслы на основе существующих речевых смыслов, дать им новизну в условиях опоры на старые смыслы. Разрушение культуры речевого этоса ведет за собой примитивизацию речи и связанный с ней вандализм. Во время социальных (не верхушечных) революций можно видеть, как благодаря тому, что нормы этоса пренебрегаются речедеятелями, не владеющими этими нормами, возникает деградация смыслов речи, речь становится неконструктивной. Неконструктивность речи ведет к общественным беспорядкам. Сравнение речей деятелей американской и французской революций конца XVIII в. показывает следующее: 1. Американская революция представлена ораторами, действовавшими как печатным, так и представительным устным словом. Их устная речь построена сложно, с большим количеством аргументов и математическими выкладками. Смысловым центром этих речей является юридическая аргументация о правах британского парламента, с одной стороны, короля в отличие от парламента, с другой, о правах колоний, вытекающих из духа и буквы государственного и коммерческого права Великобритании, с третьей. Таковы речи Адамсов, Вашингтона, Франклина, Джефферсона, Гамильтона и др. Соответственно из текстов речей видно, что они обращены к узкому кругу квалифицированной аудитории, так как все правила и запреты речевого этоса, отвечающие нормам XVIII в., в них четко представлены. Речи ораторов французской революции направлены не на укрепление существовавших законов, но против них. Отвергается любое особенное речевое право и обычаи, например, церковноканоническое и феодальное королевское право и обычаи Франции. Сами речи кратки, нередко сводятся только к одному периоду и содержат призывы к массовым действиям толпы (как в примитивных условиях военной демократии). Соответственно этому все сложные нормы процессуального права в суде, административные правила организации собраний, соблюдение цензурных норм печатных публикаций, уничтожаются или не соблюдаются, а гомилетическая речь с ее каноническими и правовыми нормами подавляется. Этими нормами пренебрегают. Так действовали революционные ораторы Сен-Жюст, Демулен, Дантон, Мирабо, Робеспьер и др. Характер их речей показывает, что они кратки и призывны, не осложнены запретами речевого этоса и обращены к толпе. Это значит, что американская революция не была революцией социальной, при которой отбрасываются уже установленные нормы речевого этоса. Французская революция XVIII в. была типичной социальной революцией , в которой правила и нормы речевого этоса были либо отброшены, либо существенно нарушены. Сходные явления можно видеть в русской революции в феврале --- ноябре 1917г.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Законы этоса и общественный порядок» з дисципліни «Теорія риторики»