Образ автора в массовой коммуникации, как и в журналистике, прямо отождествляет себя с получателем массовой коммуникации ("Мы работаем для вас"). Автор формирует свой образ так, как будто он служит всему обществу и каждому его члену в отдельности. Это проявляется в коллажности текста. Поэтому отождествление с получателем отождествляется с сервильнос тью ("Мы даем вам информацию, которая вам нужна и вас интересует"). Этот отождествительный и сервильный образ равно относится к массовой информации, рекламе и информати ке, в которых сознательно моделируютс тип получателя и его действия по потреблению информации и эти механизмы и действия не скрываются. Конкретные образы различаются, с одной стороны, по видам массовой комуникации: реклама, массовая информация, информатика , и по стилю организаций создателей текстов, с другой. Образ автора в рекламе , как правило, скрыт, так как реклама подаетс как объявление о производителях товаров и услуг. Поэтому получатель рекламы различает ее виды (устная, печатная, на щитах, через газету, ТV и так далее, но не различает стилистики рекламных агентств). Образ автора в массовой информации, напротив, дан наиболее ярко художественной формой подачи программы, графического оформления, рубрикацией, составом материалов. Каждый орган массовой информации имеет, как говорят, "свое лицо", являющееся проявлением его совокупного стиля . "Лицо" органа массовой информации всегда имеет две стороны: традиционную, т. е. воспроизводящую черты стиля в каждом выпуске, и избирательную, ориентирован ную на группу потребителей. Обе эти стороны поданы в каждом органе массовой информации так, что подчеркива ют и делают легко узнаваемым "лицо органа". Образ автора в информатике складывается из игрыдиалога с потребителем текстов информации --- информационных программ. Каждая программа для оперировани ею требует обучения оперированию данной программой. Обучение ведется по печатному тексту и на опыте. Обучение может быть более или менее удобным, более или менее эффективным, а сама программа обладает той или иной степенью сложности и целесообразности применения. Поэтому образ автора в информатике это как бы заманивание в пользование программой ради приобретения программы. Схема 2.11 показывает, как выглядят образы авторов в массовой коммуникации. Схема 2.11
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Образ автора в масовой коммуникации» з дисципліни «Теорія риторики»