Троп, основанный на отношениях рода и вида, части и целого, единичного и множественного. • Часть ~ целое: На недоступные громады Смотрю по целым я часам, — Какие росы и прохлады Оттуда с шумом льются к нам! Вдруг просветлеют огнецветно Их непорочные снега: По ним проходит незаметно Небесных ангелов нога... Ф. И. Тютчев. Вместо целого (ангел) часть (нога); вместо множественного (ноги) единичное (нога). • Род ~ вид: “Начинают яснее обозначаться будущие пределы позднейших западных государств и частных культур Италии, Франции, Германии, близятся крестовые походы, близится цветущая эпоха рыцарства, феодализма германского, положившего основы чрезмерному самоуважению лица (самоуважению, которое перейдя путем зависти и подражания сперва в буржуазию, произвело демократическую революцию и породило все эти нынешние фразы о беспредельных правах лица, а потом, дойдя до нижних слоев западного общества, сделало из всякого поденщика u сапожника существо, исковерканное нервным чувством собственного достоинства).” K. Н. Леонтьев. Вместо человека (вид) существо (род); вместо третьего сословия (род) поденщика и сапожника (вид); вместо феодалов (частное) феодализм (общее); вместо конкретных людей (носитель свойства) абстрактное свойство (самоуважение). • Единичное ~ множественное: Я буду помнить звездный кров B сияньи вечных слав И маленьких баранчуков У чернокосых матерей На молодых руках. А. А. Ахматова. Вместо единичного “слава” — “вечные славы” во множественном числе, то есть звезды; употребление абстрактного существительного во множественном числе конкретизирует его значение: поэт говорит о “вечной славе,” которую тварь поет Творцу. Другой пример — единичное вместо множественного: Вошел! — не бойся, рек, и всюды Простер свой троегранный штык... Γ. Ρ. Державин. Речь идет о взятии Измаила: имеются в виду русские солдаты, которые называются в единственном числе (“Росс”).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Синекдоха» з дисципліни «Курс російської риторики»