Чаще всего источником тревоги и напряжения у консультанта являются вопросы, которые встают перед ним при отсутствии определенных ответов. Что скажу клиенту? Как следует разговаривать с клиентом? Смогу ли я помочь? Способен ли я понять, о чем говорит клиент? Что случится, если я ошибусь? Что клиент думает обо мне? Заметит ли клиент мою неопытность и как прореагирует на нее? Придет ли он в следующий раз? Появление таких вопросов вполне естественно, поскольку консультант действительно сталкивается с самыми разными людьми. Некоторый уровень тревоги указывает на осознание профессиональной ответственности, а также на понимание непредсказуемости процесса консультирования. Тревога изза вышеуказанных вопросов уменьшится, если консультант перестанет заранее оценивать себя и предстоящую встречу. Истинные ответы на вопросы можно получить только при искренней заинтересованности к каждому клиенту, как к неповторимому человеку. Если тревога и напряжение возникают лишь в конкретные моменты консультирования, при столкновении с определенными клиентами или отдельными проблемами, важно вычленить, какие именно ситуации представляют угрозы, и свою практику, по крайней мере, вначале, строить так, чтобы меньше сталкиваться с источником напряжения. Эффективному анализу результативности собственной работы и избеганию эффекта «выгорания» на работе способствует обсуждение профессиональных вопросов с коллегами.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Как преодолеть тревогу и напряжение» з дисципліни «Консультації з питань репродуктивного здоров'я»