ПОСЛЕДИПЛОМНАЯ ПОДГОТОВКА ВРАЧЕЙ АКУШЕРОВГИНЕКОЛОГОВ В КОНТЕКСТЕ БОЛОНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ
С целью создания единого образовательного пространства в Европе в 1999 г. на встрече министров образования стран Европейского Союза с участием России были определены первостепенные направления деятельности как государственных структур, ответственных за обеспечение высшего образования, так и неправительственных организаций, работающих в данной сфере (Болонья, Италия, 1999). Эти цели были сформулированы следующим образом. • Переход на 2-этапное высшее образование: базовое и последипломное. • Принятие системы кредитов (т.е. участие специалистов в научно-практических конференциях, форумах, съездах, пленумах, научно-исследовательской и аналитической деятельности и других мероприятиях, причём каждая их этих форм работы имеет ранжированную зачётную единицу —«кредит»). • Стимулирование мобильности и создание условий для свободного перемещения студентов, преподавателей, исследователей и административного персонала, что, с одной стороны, позволит повысить доступность образования и обучения, а с другой — обеспечить признание и оценку работы специалистов. • Развитие сотрудничества в области контроля качества высшего образования, необходимого для выработки сопоставимых критериев и унифицированной методологии подготовки самобытности вузов. • Разработка учебных, образовательных и исследовательских программ, а также широкое межвузовское сотрудничество. В последующем, на Европейской конференции министров, курирующих высшее профессиональное образование (Берлин, Германия, 2003 г.), были определены следующие положения, принципы и приоритеты. • На уровне вузов, национальном и общеевропейском уровне, базируясь на принципах, закреплённых в Болонской декларации, необходимо активизировать усилия, направленные на создание общеевропейского пространства высшего образования. • В соответствии с положением об автономии вузов основная ответственность за обеспечение качества высшего образования лежит на конкретном учебном заведении. • Национальные системы контроля качества образования должны включать систему аккредитации и аттестации, оценку программ и вузов (как внешнюю, так и внутреннюю). • Дальнейшая разработка и внедрение 2-ступенчатой системы высшего образования будет способствовать консолидации достигнутых результатов и принятию новых квалификаций для обеспечения индивидуальных и академических нужд, а также потребностей трудового рынка. • Для обеспечения мобильности студентов, преподавательского и административного персонала предполагается увеличить государственную поддержку образовательных программ в виде ссуд и грантов. • Каждому выпускнику вуза предоставляется унифицированное приложение к диплому для трудоустройства, дальнейшего обучения и продвижения академического признания. • Национальную политику в области образования следует ориентировать на стимуляцию возможности обучения в течение всей жизни (непрерывное профессиональное образование). В РФ высшее медицинское образование традиционно основано на 2 последовательных этапах: преддипломном обучении, специализации и непрерывном профессиональном образовании. Система последипломной подготовки врачей сформировалась на рубеже XIX–XX столетий и продолжает успешно функционировать в настоящее время. Согласно Болонской декларации непрерывное профессиональное образование обязательно на протяжении всей трудовой деятельности любого специалиста, в том числе и врача акушера- гинеколога. В осуществлении этого процесса принимают участие ряд государственных учреждений, обеспечивающих разработку научных направлений в области системы здравоохранения (научно-исследовательские институты), подразделения, выполняющие образовательные функции (кафедры академий, институтов последипломного образования и вузов), а также (применительно к акушерству и гинекологии) женские консультации и поликлиники, медицинские санитарные части, родильные дома, гинекологические больницы и отделения, перинатальные и консультативно-диагностические центры, на базе которых проходит практическая деятельность врачей акушеров- гинекологов (рис. 4-1). Рис. 4-1. Структура системы последипломного образования в РФ.
Рис. 4-2. Этапы подготовки акушера-гинеколога.
Рис. 4-3. Государственный стандарт специалиста. В РФ, как и в большинстве европейских стран, функционирует этапная система подготовки акушеров-гинекологов (рис. 4-2). Выпускники вуза получают диплом, в котором указана основная специальность (всего 9), например лечебное дело, педиатрия и др. Дальнейшая углублённая подготовка подразумевает послевузовское образование (ординатура в течение 1 или 2 лет). После окончания обучения врачу выдают сертификат специалиста (по одной из 53 основных специальностей), в том числе по акушерству и гинекологии. Дальнейшее обучение может заключаться в профессиональной переподготовке (500–1000 ч), аспирантуре, а также циклах общего и тематического усовершенствования, оптимальной продолжительностью не менее 144 ч. В настоящее время в здравоохранении России работает более 600 000 врачей, в том числе 39 586 акушеров- гинекологов (6,5%). В Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан (статья 54) продекларировано: «Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в РФ имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в РФ, имеющие диплом и специальное звание, а на занятие определёнными видами деятельности (перечень устанавливается Минздравсоцразвития РФ) также сертификат специалиста и лицензию» (рис. 4-3). • Сертификация специалиста — подтверждение соответствия подготовки специалиста государственным образовательным стандартам. • Аттестация — механизм государственного контроля за качеством подготовки специалиста, его ответственности при выполнении профессиональных и должностных обязанностей, определение возможности присвоения квалификационной категории при наличии сертификата специалиста. • Лицензирование — разрешение специалисту осуществлять определённые виды профессиональной деятельности на конкретных должностях. Бесспорно, перспективы развития здравоохранения в России, в частности акушерско-гинекологической помощи, в значительной мере зависят от профессионального уровня и качества подготовки врачебных кадров акушеров- гинекологов. Непрерывное последипломное образование — обязательная составляющая этого процесса.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПОСЛЕДИПЛОМНАЯ ПОДГОТОВКА ВРАЧЕЙ АКУШЕРОВГИНЕКОЛОГОВ В КОНТЕКСТЕ БОЛОНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ» з дисципліни «Акушерство»