Нагреванием газа при сжатии и охлаждением его при расширении воспользовались Гей-Люсак и Вельтер 2, а также Деэорм и Клеман 3 для определения отношения теплоемкости воздуха при расширении и без такового. Пользуясь по существу одним и тем же методом, первые двое нашли для упомянутого отношения, обозначаемого обыкновенно буквой K, число 1,372, а вторые 1,357. Однако было высказано предположение, что при незначительности количеств тепла, участвующих в опытах, тепловые потери должны быть сравнительно велики, и поэтому полученные здесь числа меньше действительных. Поэтому Дюлонг предложил для проверки этих опытов другой, методически новый, косвенный путь определения того же отношения. На основании исследований Ньютона (см. вторую часть настоящего сочинения, русский перевод, стр. 228) о скорости распространения звука в газах для этой скорости получается формула:
где g обозначает ускорение силы тяжести, h — высоту барометра, s и s1 — удельные веса ртути и газа по отношению к воде. Выше было уже упомянуто, что, по Лапласу, эта величина должна быть помножена на k, так как только при этом условии получается согласие формулы с опытом. Поэтому исправленная формула скорости распространения звука в газах имеет следующий вид:
Обратив эту задачу, Дюлонг 4, наоборот, вычислил коэффициент k по данным звука, полученным опытным путем, и определил таким образом теплоемкость различных газов при постоянном объеме. Скорость распространения звука в различных газах он измерил по способу Хладни, но более точно, при помощи звучащих труб.
Из этих наблюдений и при посредстве формулы он получил следующую таблицу:
Значение k для атмосферного воздуха, полученное Дюлонгом, значительно отличалось от гей-люссаковского; тем не менее, Дюлонг настаивал на его правильности и, как впоследствии выяснилось, не без основания.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ТЕПЛОТА СЖАТИЯ И ОХЛАЖДЕНИЕ ПРИ РАСШИРЕНИИ» з дисципліни «Історія фізики»