«Воинствующая демократия» и защита конституционного строя
Германия сильно пострадала от нацистского тоталитаризма, поэтому, чтобы вновь не возникла угроза демократическим ценностям, жизни и безопасности граждан, создатели послевоенной немецкой политической системы взяли на вооружение концепцию «воинствующей демократии». В этой концепции делается акцент на трех элементах: ценностной ориентации, превентивной защите демократии и готовности к защите. Идея ценностной ориентации - с закреплением канона неизменных ценностей, институтов и процессуальных правил - вполне согласуется с представлениями о либеральной охране Конституции. Она не требует, в первую очередь, перехода к репрессивным мерам, а имеет упреждающий характер, направлена на поле общественной коммуникации, на информацию, просвещение и политическое образование. Нормативная база Основного закона укрепила идею охраны Конституции воспитательными средствами. Институциональным воплощением этой идеи являются земельный и федеральный центры политического образования. Этой идее отвечают также ведомства по охране Конституции, созданные в 1950 г. Важнейшую роль в деле превентивной защиты демократии призвано играть Ведомство по охране Конституции, созданное в 1950 г. Его задача - охрана демократического строя в Германии. Конкретно это означает сбор информации об экстремистских партиях и группировках, их планах и намерениях, которые направлены против Основного закона страны. Ещё одна задача - борьба с промышленным шпионажем. Кроме того, Ведомство по охране Конституции призвано противостоять разведывательной и подрывной деятельности иностранных секретных служб и экстремистских организаций на территории Германии. В основном это относилось к подрывной деятельности Министерства госбезопасности бывшей ГДР и секретных служб бывших социалистических стран. Поэтому после объединения Германии штатный состав и бюджет ведомства подверглись сокращениям. Сейчас в нём работает 2136 человек. Больше половины информации ведомство собирает из открытых источников - публикаций СМИ, Интернета, посещений собраний и митингов. Часть информации поступает от частных лиц или других ведомств. Конспиративные источники - прослушивание телефонных переговоров, перлюстрация почты и деятельность тайных агентов - обеспечивают лишь незначительную часть информации. Федеральное Ведомство по охране Конституции подчиняется Министру внутренних дел Германии. В отдельных федеральных землях есть свои соответствующие службы, подчинённые министрам внутренних дел этих земель. Ежегодно Ведомство по охране Конституции представляет федеральному правительству отчёт о собранной им информации и свои выводы. Правительство в свою очередь принимает решение о необходимости конкретных мер. При этом никакими полицейскими полномочиями, например, правом задержания преступников, сотрудники ведомства не наделены. Бюджет ведомства утверждается специальной комиссией Бундестага. Кроме того, есть ещё специальная контрольная комиссия парламента, которая следит за его работой. Члены этой комиссии имеют доступ к самым секретным материалам и имеют право вето, например, когда речь идёт о прослушивании телефонных переговоров или других конспиративных операциях. А федеральный уполномоченный по Конституции следит за тем, чтобы собранная ведомством информация не передавалась в другие руки. Ежегодно публикуемые отчеты по охране Конституции федерации и большинства земель превратились в институт, не имеющий аналога в других европейских демократиях. В начале деятельности Ведомства, в 50-е гг., преобладала не столько превентивная, сколько репрессивная сторона. Политическая слабость вновь созданной демократии, ущерб, который понесла ее политическая элита в годы нацизма, ситуация угрозы в контексте «холодной войны», конфронтации между Востоком и Западом и многие другие факторы накаляли внутриполитическую атмосферу и усиливали тенденцию к использованию репрессивных средств. Именно в это время были приняты решения о запрете на деятельность Социалистической Имперской партии (1952 г.) и Коммунистической партии Германии (1956 г.). Кроме того, были распущены многочисленные экстремистские объединения. Репрессивная сторона «воинствующей демократии» состоит из арсенала средств, которые выходят за рамки инструментария классически либеральной охраны Конституции. Вместе с тем ограничения прав и свобод для всех тех, кто намеревается злоупотреблять ими для борьбы против фундаментальных ценностей и институциональных основ, никак нельзя назвать антилиберальными. Вмешательство осуществляется достаточно обоснованно, дозированно, предсказуемо, соразмерно и гласно. Его прочным фундаментом является ценностная база классического либерализма. В Основном законе закреплена не односторонняя «антифашистская», а именно антиэкстремистская линия. Это относится ко всем партиям, общественным организациям, отдельным личностям, сектам, целью которых является господство насилия и произвола, какой бы окраски они ни были. Охрана и безопасность государства, Конституции, республики и демократии опираются на целый ряд основ. Принцип так называемой «воинствующей демократии» [19, 291-293] - это далеко не самая важная из них. Можно выделить семь несущих опор охраны Конституции. Первая опора - это внешняя защита государства: как правило, с помощью вооруженных сил и союзов. Она является предпосылкой для свободного развития внутри страны. Вторая опора - это институциональная система, в которой существует баланс контролирующих друг друга властей, который противодействует концентрации власти, подчиняет господствующую власть правителей обязательным правилам и позволяет народу выражать свою волю. Третья опора - это обеспечение ограниченного законом плюралистического политического процесса, который несет в себе многообразие, закрепляет легальность оппозиции, защищает меньшинства, создает либеральное общественное мнение. Четвертая опора - это сфера политической культуры, целью которой является распространение терпимости, либеральности и ответственного отношения к поступкам. Пятая основа охватывает общие социально-экономические условия, способствующие развитию и консолидации демократии в политическом процессе и либеральной дискуссионной культуры. Шестой краеугольный камень - это подавление тех политических сил, которые стремятся к власти через насилие и террор. И, наконец, седьмая опора, так называемая «воинствующая демократия», переносит борьбу с экстремизмом на поле легальных усилий, направленных на устранение демократического конституционного государства.
Ви переглядаєте статтю (реферат): ««Воинствующая демократия» и защита конституционного строя» з дисципліни «Соціально-політичні системи Європи»