ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Міжнародні відносини » Сучасні міжнародні відносини

Российско-американские отношения
С окончанием холодной войны российско-американские отношения вступили в новый масштаб и содержание. Для России Америка перестала быть противником по холодной войне. Напротив, в начале
1990-х гг. отношение к ней и новой политической элиты России, и широкой обще-ственности стало доверительным, даже восхитительным. Америка превратилась в образец для подражания, к ее советам прислушивались, считая их полезными для повышения эффективности российской экономики и улучшения качества жизни людей. Особые эмоции вызывала у россиян возможность получения экономической помощи от США. Надо сказать, что российское отношение к США в 1990-е гг. было сродни тому, что испытывали по отношению к этой стране немцы или японцы после окончания Второй мировой войны. Общественное мнение России вообще в то время оказывало серьезное влияние на российский внешнеполитический курс по отноше-нию к США, делая его эмоционально наполненным. Официальная оценка россий-ско-американских отношений была выражена в Основных положениях концепции внешней политики России 1993 г. и заключалась в том, что «если в настоящее время Россия и США являются партнерами, то в будущем они должны стать союзниками».
В Соединенных Штатах испытывали удовлетворение в связи с победой Запада в холодной войне и расширением области демократии и рыночной системы. В нача-ле 1990-х гг. Россия во внешней политике США заняла откровенно маргинальную позицию, хотя на уровне риторики отношение к нашей стране со стороны политиче-ской элиты США улучшилось. Американцы надеялись, что в обозримом будущем Россия может стать такой же скучной страной, как, например, Германия или Япо-ния, в политических кругах США стали подумывать о возможной в отдаленном бу-дущем интеграции России в западные структуры, например в НАТО. Следует отме-тить, что американский подход к России вырабатывался на профессиональной осно-ве, отличался прагматизмом и преследовал конкретные цели в соответствии с на-циональными интересами США.
В российско-американских отношениях постсоветского периода можно выде-лить два основных периода.
Первый, «романтический», или период «большого размена», относится ко времени 1992–1998 гг. В этот период Россия проводила удобный Америке внешне-политический курс, а та в свою очередь оказывала как моральную, так и финансо-вую помощь российским демократам в их внутренних реформах. США были заин-тересованы в выводе российских войск из Германии, сворачивании активности рос-сийской внешней политики, прежде всего в Восточной Европе, Латинской Америке и на Ближнем Востоке, контроле над ядерными вооружениями. Россия же, испыты-вая экономические трудности, рассчитывала в обмен на огромные уступки во внеш-ней политике получить доступ к западным технологиям, кредитам и инвестициям. Таким образом, российская политика по отношению к США в этот период строилась на своеобразной сделке – Россия ни в чем не мешает США на международной арене, а американская администрация оказывает моральную и финансовую поддержку действующей российской администрации в ее внутренних реформах. Ближе к 1998 г., когда Россия успела выполнить многие из взятых на себя обязательств перед США, из Вашингтона стали раздаваться слова о том, что российские реформы бук-суют, а деньги, щедро выделяемые Западом, используются правительством России не по назначению. Образ России приобрел в США очертания коррумпированного, «клептократического» государства.
Второй период известен как «прагматический». Его начало относится к 1998 г., точнее к августу этого года, известному дефолтом российской экономики. Теперь отношения России и США все больше выстаивались по модели прагматического взаимодействия, суть которого заключалась в том, что обе страны преследовали собственные интересы в мире и сотрудничали между собой там, где это было вы-годно обеим странам. Вместе с тем новый курс России к США сохранил и опреде-ленную преемственность к прежнему, основанному на идее «большого размена». Россия отказывалась от остатков своего влияния на ход политических процессов в странах дальнего зарубежья в обмен на согласие США признать за Москвой право безраздельного влияния на постсоветском пространстве. «Кремль, – отмечал М.Г. Делягин, – прагматично преследует вполне конкретную цель – «обменять» остатки своего влияния в дальнем зарубежье (которое унаследовано от СССР и с которым, в общем, непонятно, что делать) на признание развитыми странами его домини-рующей роли на постсоветском пространстве, исключая «подобранную» Европей-ским союзом Прибалтику» .
В начале нового века важной областью совпадения интересов двух стран стала борьба с терроризмом. После 11 сентября 2001 г. США и Россия оказались фактиче-ски союзниками в войне против талибов в Афганистане. Политический уровень от-ношений достиг небывалой отметки. На совместной встрече в ноябре 2001 г. В.В. Пу-тин и Дж. Буш мл. впервые заявили о том, что Россию и США объединяют общие идеологические ценности, преданность демократии и рыночной экономике. «Отно-шения между Россией и США, – отмечал в 2002 г. С.М. Рогов, – находятся в лучшем состоянии, чем в любое время за последние столетие – со времен президента Тафта, когда была принята первая версия поправки Джексона – Вэника. Россия больше не рассматривается Америкой как соперник, старающийся нанести ущерб США. Един-ственный способ, которым Россия может нанести ущерб, развал централизованного контроля над оружейным комплексом, над ОМУ» . Администрация Дж. Буша мл. по новому взглянула и на внутренние реформы в России. Тенденция к укреплению «властной вертикали» теперь не возмущала американских политиков, прекратились и американские нападки на Россию по части нарушения ею прав человека. Россия стала полезной для Америки, а значит, демократичной и свободной.
Так продолжалось примерно до 2003 г., когда Россия, с одной стороны, четко осознала границы уступок со стороны США и Запада, а с другой, – начала вставать на ноги после окончания «великой депрессии» 1990-х гг. «Кремль, – отмечал Посол Великобритании в России с 2000 по 2004 г. Сэр Родерик Лайн, – отверг мысль о «стратегическом партнерстве» с Западом. В этом больше нет потребности: Россия достаточно сильна, чтобы проводить полностью независимую политику, ей больше не нужно идти на уступки западному миру либо считаться с его точкой зрения. Она сама способна диктовать условия» . Россия стала активнее действовать на просто-рах СНГ, стала восстанавливать связи с Ближним Востоком, Ираном, расширила сотрудничество с Китаем и Индией. Изменилась и внутренняя политика: государст-во стало усиливать свои позиции в ТЭК и СМИ.
С началом второго президентского срока Дж. Буша мл. подходы США к Рос-сии в целом не сильно изменились. Российский политолог Д. Тренин в 2004 г. отме-чал: «Российское направление не является приоритетным для внешней политики США. Россия не числится ни среди особо близких партнеров, ни среди особо ост-рых проблем. Изгонять Россию из «восьмерки» Белый дом не собирается. Отноше-ния будут строиться на основе общих интересов двух стран – там, где они имеют-ся». Несмотря на некоторое похолодание в отношениях России и США к 2005 г., лидеры двух стран называли друг друга «друзьями, которые могут позволить себе обсуждать любые вопросы».
Основными в политических отношениях России и США были следующие проблемы: 1) иранская и северокорейская ядерные программы; 2) поставки россий-ского оружия Венесуэле; 3) судьба демократии и прав человека в России; 4) расши-рение НАТО за счет бывших республик СССР; 5) создание США системы ПРО и ее размещение в Восточной Европе; 6) защита интеллектуальной собственности США в России; 7) проблема ценовой политики России на газ для Украины и Белоруссии.
На исходе первого десятилетия XXI в. российско-американские отношения по-разному выглядели на политическом и экспертном уровнях.
В конце 2007 г. В.В. Путин предложил Дж. Бушу мл. создать совместную рос-сийско-американскую систему ПРО взамен размещаемой в Чехии и Польше, а Гос-секретарь США К. Райс, оценивая состояние российско-американских отношений, отметила, что между США и Россией «имеется стратегическое согласие в отноше-нии того, что следует делать с такими странами, как Северная Корея и Иран». По ее словам, даже при «возникающих иногда тактических разногласиях в этом вопросе, сам факт принятия двух резолюций СБ ООН по Ирану и одной по КНДР указывает на наличие значительного сотрудничества между США и РФ».
Между тем в начале 2008 г. эксперты отмечали спад в отношениях двух стран. В частности, С.М. Рогов отмечал что «российско-американские отношения находят-ся в весьма скверном состоянии».
По его мнению, одной из его причин «является инерция холодной войны, взаимная подозрительность, которая слишком укоренилась. На самом деле не был создан ме-ханизм взаимодействия, согласования интересов двух стран. Отсюда по многим во-просам начинали возникать расхождения, которые постепенно превращались в со-перничество. И сегодня мы видим, что такое соперничество идет и в политической сфере: достаточно упомянуть Украину, Грузию, другие страны СНГ, например цен-тральноазиатские государства. Это соперничество идет не в глобальных масштабах, тем не менее, оно все больше и больше начинает складываться по принципу игры с нулевой суммой, т. е. компромисс невозможен, каждый успех одной стороны есть поражение другой» .
В экономической сфере российско-американские отношения развиваются до-вольно успешно. США – один из ведущих торговых партнеров нашей страны. Объ-ем российско-американской торговли в 2006 г. достиг 24,5 млрд долл. Россия имеет положительное сальдо в торговле с США в объеме 15,1 млрд долл. Доля России в товарообороте США незначительна – порядка 0,8 % (26-е место в списке торговых партнеров США). Основу российского экспорта в США составляют товары топлив-но-сырьевой группы – более 82 %, из них – нефть и нефтепродукты (47,7 %), метал-лы и металлопродукция (30,5 %). В импорте из США преобладала продукция маши-ностроения (53,8 %) и продовольствия (18,7 %), прежде всего мяса птицы. По ито-гам 2006 г. США заняли 6 место (7,7 млрд долл.) по объему накопленных иностран-ных инвестиций в России.
Крупнейшими американскими компаниями на российском рынке являются: «Коноко-Филипс» (проекты «Сахалин-1» и «Каспийский Трубопроводный Консор-циум (КТК)»), «Боинг» (проекты Международной космической станции, океанской платформы «Морской старт», совместно с ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» создание самолета «Суперджет 100» и др.), «Дженерал Электрик» (совместное с НПО «Сатурн» (г. Рыбинск) производство газотурбинных установок), «Форд» (сборка в г. Всеволожске Ленинградской области автомобилей «Форд-Фокус»), «Дженерал Моторс» (совместное с «АвтоВАЗом» производство внедорожника «Шеви-Нива»), «Ай-Би-Эм», «Интел», «Моторола», «Марс», «Кока-Кола», «Пепси-ко», «Крафт Джекобс», «Ригли», «Филип Моррис», «Проктер энд Гэмбл» и др.
Наиболее острыми проблемами торгово-экономических отношений являются: 1) действие поправки Джексона – Вэника к Закону о торговле 1974 г.; 2) американ-ские ограничения на экспорт в Россию суперкомпьютеров; 3) санкции США против российских военно-промышленных компаний в связи с их обвинением в сотрудни-честве с Ираном и Сирией; 4) применение антидемпинговых процедур к российским экспортерам стали, спортивно-охотничьего оружия и пр.; 5) охрана в России интел-лектуальной собственности США.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Российско-американские отношения» з дисципліни «Сучасні міжнародні відносини»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: СВІТОВА ТА МІЖНАРОДНА ВАЛЮТНІ СИСТЕМИ
Стандартизація в галузі безпеки телекомунікаційних систем
Аудит документального оформлення господарських операцій
Інвестиційні можливості
Умови виникнення кредитної угоди


Категорія: Сучасні міжнародні відносини | Додав: koljan (03.09.2013)
Переглядів: 1151 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП