ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Міжнародні відносини » Сучасні міжнародні відносини

Россия – Европейский союз
Как и в отношениях с НАТО, в отношениях России с ЕС преобладала неустой-чивость и двуличность. Сравнивая динамику отношений России с НАТО и России с ЕС, можно сделать вывод о том, что в период президентства Б.Н. Ельцина отноше-ния России с Евросоюзом были несколько лучше ее отношений с НАТО, а при В.В. Путине – хуже. Причина состояла в актуализации в 2000-е гг. экономических во-просов и нарастании конкуренции между ЕС и Россией на постсоветском простран-стве. В обоих случаях интересы сторон не совпадали.
Если же взять динамику отношений России с Евросоюзом, то по своей внут-ренней философии они менялись в сторону взросления
и прагматизации, в первую очередь, со стороны России, а по внешнему виду стано-вились все более корректно-прохладными. «После развала Советского Союза и формального проигрыша холодной войны, – отмечал политолог Г. Добромелов, – объединенная Европа привыкла разговаривать с Россией с позиции менторского «хочу». Теплота отношений определялась степенью выполнения Москвой требова-ний европейских партнеров. В этот период каждый новый саммит приносил новые соглашения и договоренности, по которым европейские страны получали все боль-ше и больше преференций на российском рынке, в то время как российские интере-сы практически не учитывались. Очевидная диспропорция не пугала Евросоюз: час-тично из-за отсутствия явно заявленных интересов со стороны России, частично в силу объективного превосходства лидеров ЕС в экономическом и политическом влиянии. Но в последние несколько лет ситуация изменилась. Представители Рос-сии стали занимать все более и более «пророссийскую» позицию на переговорах. Наконец, у Москвы появились мощные рычаги влияния и даже частичного шантажа европейских партнеров» . Таким образом, перемена в отношениях России с ЕС бы-ла вызвана, во-первых, более четким осознанием российской политической элитой собственного места в Европе, а во-вторых, возросшими экономическими возможно-стями России. Кроме того, к 2004 г. границы Евросоюза вплотную подошли к границам СНГ, что усилило трения между Россией и ЕС по вопросам распределе-ния влияния на процессы, протекавшие на постсоветском пространстве.
Современные отношения между Россией и ЕС развиваются при явном доми-нировании последнего. ЕС прочно держит инициативу в своих отношениях с Росси-ей, а наша страна в основном приспосабливается к его условиям и спонтанно реаги-рует на действия официального Брюсселя вместо реализации собственной страте-гии, которой у России до сих пор и не сложилось. По большому счету, ЕС проводит политику мягкой колонизации постсоветского пространства, включая и Россию, что косвенно вытекает из принятой на саммите ЕС в Кельне 4 июня 1999 г. «Коллектив-ной стратегии ЕС в отношении России» – первого в истории ЕС подобного доку-мента.
В этой связи в отношениях России и ЕС можно выделить два уровня. Первый уровень – декларативный. Он отражает не конкретные интересы и намерения сто-рон, а заявления, соглашения, договоры между Россией и ЕС, в которых та и другая стороны, обмениваясь любезностями, обещают друг другу налаживать добрососед-ские и равноправные отношения. Второй уровень связан с реальными интересами, которые формируют пространство взаимодействия и конкуренции России и ЕС. Он – индикатор реального положения вещей в отношениях сторон.
Договорная база отношений России и ЕС выглядит следующим образом.
Первым крупным договором стало подписанное в 1994 г. «Соглашение о парт-нерстве и сотрудничестве» (СПС), в котором обе стороны подчеркнули значение друг друга для построения безопасной и процветающей Европы. Это соглашение вступило в силу 1 декабря 1997 г.
и просуществовало до 2007 г., когда и утратило свою юридическую силу в связи с истечением срока действия. Новое соглашение пока не подписано. Причина, по сло-вам В.В. Путина, лежит в сфере «экономического эгоизма одной-двух-трех стран Евросоюза».
Следующим знаковым событием в развитии договорного процесса стал обмен «Стратегиями». В 1999 г. на саммите в Кельне ЕС принял уже упомянутую «Кол-лективную стратегию ЕС в отношении России». В ней ЕС объявил о том, что наме-рен поддерживать в России построение «открытой и плюралистической демократии, основанной на принципах правового государства, процветающей экономики в инте-ресах всех граждан РФ и населения ЕС». В качестве своего ответа Москва на сам-мите Россия – ЕС в Хельсинки в ноябре 1999 г. представила «Стратегию развития отношений РФ с ЕС на среднесрочную перспективу (2000–2010 гг.)». В ней говори-лось о необходимости построения партнерства на взаимовыгодной основе, сотруд-ничестве в миротворческих операциях и контроле над вооружениями.
Саммит Россия – ЕС в 2003 г. в г. Санкт-Петербург принес договоренности о создании «четырех общих пространств» между Россией и ЕС: общего экономиче-ского пространства; общего пространства свободы, безопасности и правосудия; пространства сотрудничества в области внешней безопасности, а также пространст-ва научных исследований и образования, включая культурные аспекты. А на оче-редном саммите Россия – ЕС в 2005 г. были приняты так называемые «дорожные карты» по этим пространствам. Речь идет о конкретных планах достижения постав-ленных в 2003 г. целей. Содержание «дорожных карт» выглядит так:
«Дорожная карта» по общему пространству свободы, безопасности и право-судия нацелена на содействие передвижению граждан посредством упрощенного режима пересечения границ и смягчения условий пребывания граждан на террито-рии России и ЕС. В сфере безопасности главной стала задача более эффективного противодействия терроризму и другим формам организованной преступности. В об-ласти правосудия началось сближение судебной системы России с европейскими нормами.
«Дорожная карта» по общему пространству внешней безопасности пресле-довала цель усиления борьбы с терроризмом через развитие сотрудничества против распространения оружия массового уничтожения, более активного обмена опера-тивной информацией и др.
«Дорожная карта» по общему пространству науки и образования предпола-гала упрощение государствами ЕС визовых процедур в отношении граждан России, прежде всего студентов и научных работников. Кроме того, она способствовала сближению стандартов высшего образования, углублению интеграции в рамках Бо-лонского процесса.
Второй уровень отношений России – ЕС открывает их проблемное поле. В нем три основных элемента – политическая конкуренция на постсоветском пространст-ве, энергетический вопрос и экономический протекционизм.
Главной на сегодняшний день стала проблема растущего, а еще точнее – вы-тесняющего Россию влияния ЕС на постсоветском пространстве. Еще до присоеди-нения к ЕС стран бывшего социалистического лагеря и стран Балтии (в 2004 г.), Ев-росоюз проявил себя в решении одной из проблем на территории СНГ не как партнер, а как соперник России. Речь идет об урегулировании молдавской проблемы в 2003 г., когда ЕС убедил Кишинев реализовать не российский, а европейский план урегули-рования, чем вызвал ухудшение отношений как по линии Россия – ЕС, так и Рос-сия – Молдова. В последние же годы ЕС начал «вторгаться» уже на российскую территорию. В первую очередь «это касается Калининградской области и регионов Северо-Запада России, где предложения о совместном с ЕС финансировании проектов развития неизменно сопровождаются желанием Брюсселя оказывать прямое и не всегда выгодное России влияние на государственное управление» . Иными словами, ЕС пытается потеснить Россию в ее Калининградской и Ленинградской областях.
Второй по важности стала энергетическая проблема. Уже с 2003 г. российское государство стало усиливать свой контроль над добычей и транспортировкой рос-сийских углеводородов, одновременно выступая против любых европейских проек-тов транспортировки нефти и газа в обход России. Со своей стороны ЕС настаивал на диверсификации российских газовых трубопроводов и ликвидации газового моно-полиста – ОАО «Газпром». Разногласия сторон обострял рост мировых цен на энер-гоносители. В начале 2006 г. Россия увеличила цену на природный газ для Украины, что вызвало перебои со снабжением газом его потребителей в Западной Европе. Ев-росоюз ужесточил критику России по части соблюдения ею прав человека, настаи-вал на ратификации Россией Договора к Энергетической хартии, который разрушал монополию «Газпрома» на трубопроводы. Энергетическая проблема остается одной из важнейших на сегодняшний день и будет оставаться таковой в будущем.
На третьем месте стоит проблема экономического протекционизма. В 2007 г. наиболее острыми стали вопросы «общего неба», о квотах на экспорт в ЕС россий-ской стали и тарифах на импорт Россией алкогольной и сельскохозяйственной про-дукции стран ЕС.
Общее небо – это европейское требование к России открыть рынок российских авиаперевозок для европейских компаний и отменить сборы за пролет европейских авиалайнеров над Сибирью. Российский рынок авиаперевозок, с одной стороны, ди-намично развивается, с другой, отстает от европейских стандартов обслуживания. Это делает его «лакомой» и одновременно легкой добычей для богатых и знамени-тых европейских компаний-авиаперевозчиков. С другой стороны, коридор в воз-душном пространстве над Сибирью играет все более заметную роль в связях Евро-пы и Азии. Непрерывный рост пассажиропотока на этих линиях приводит к увели-чению российских доходов от выдачи разрешений на пролет «Аэробусов» над Си-бирью и соответствующему удорожанию коммерческих рейсов в Азию для евро-пейских компаний. Обе стороны пока не пришли к какому-то конкретному согла-шению по этому вопросу.
Уменьшение Еврокомиссией квот на ввоз в ЕС из России листового и сортово-го проката происходит параллельно с ужесточением российских ограничений на доступ европейских товаров на российский рынок. Это относится прежде всего к алкогольной и некоторым видам сельскохозяйственной продукции стран ЕС.
Несмотря на торговые противоречия, Россия и ЕС являются крупными торго-выми партнерами. По статистике, в 2007 г. на Евросоюз приходилась половина объ-ёма всей внешней торговли России, а государства-участники этой организации яв-ляются крупнейшими прямыми инвесторами в российскую экономику. В 2006 г. то-варный обмен между РФ и Евросоюзом (с учетом новых его членов, вступивших в ЕС в 2004 г.) превысил 100 млрд евро. Из Европы в РФ поступают преимущественно машины и оборудование, готовая промышленная продукция, товары широкого по-требления. ЕС – один из ведущих для России источников современных технологий. Россия же для ЕС – это главный поставщик энергоресурсов. Например, доля «Газ-прома» в поставках природного газа в Западную Европу составляет 25 %. Такие страны ЕС, как Эстония, Литва, Латвия и Словакия, практически полностью зависят от российского газа, а Венгрия, Польша и Чехия – на две трети и более. Что касается нефти, то Россия поставляет в ЕС 44 % от её общего импорта. ЕС проводит линию на диверсификацию импорта энергоносителей. Наша страна идет тем же путем, но в отношении рынков сбыта. В ЕС наиболее крупными торговыми партнерами России являются Германия, Италия, Великобритания, Голландия, Финляндия и др.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Россия – Европейский союз» з дисципліни «Сучасні міжнародні відносини»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Індекс прибутковості
Странный карандаш
ОСНОВНІ НАПРЯМИ ДІЯЛЬНОСТІ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКУ
Проектний контроль
Використання електронної пошти в бізнесі та її стандарти


Категорія: Сучасні міжнародні відносини | Додав: koljan (03.09.2013)
Переглядів: 906 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП