Периодизация российской внешней политики после окончания холодной войны
Периодизация российской внешней политики в постсоветский период – поня-тие, возможно, не совсем точное. Ведь речь идет хотя и о бурном, насыщенном со-бытиями, но все-таки непродолжительном временном периоде. Чтобы его правиль-но оценить, нужно время, нужно то историческое расстояние, которое позволит взглянуть на нынешнее время объективно. Поэтому более корректным был бы тер-мин «поворотные точки» внешней политики, т. е. речь идет о выделении тех узло-вых событий, которые определяют основные повороты вектора внешней политики российского государства после распада СССР. Если исключить момент генезиса российской внешней политики в 1992 г., то таких точек или событий, вероятно, было четыре. Первая связана с «дефолтом» рос-сийской экономики в августе 1998 г.; вторая – со сменой президента России в 2000 г.; третья – с терактами 11 сентября 2001 г. в США; четвертая – с избранием нового президента России в 2008 г. Дефолт августа 1998 г. продемонстрировал ограниченность российской стра-тегии, в основу которой в 1992 г. была положена идея обмена советского внешнепо-литического наследия на западную экономическую помощь. Одновременно он дал толчок поиску новой концепции внешней политики России. В начале 1990-х ослабленная внутренним кризисом Россия повсеместно отка-зывалась от своих активов в Латинской Америке, Ближнем и Среднем Востоке, Вос-точной Европе и Азии. В те годы Москва стремилась оставить за собой полную сво-боду рук на пространствах СНГ, а также, объявив себя правопреемницей СССР, за-крепила за собой статус постоянного члена Совета Безопасности (СБ) ООН. Отноше-ния с западными странами были названы руководством России приоритетными. Со своей стороны, западные лидеры брали сторону Кремля во всех, кроме Чечни, внутриполитических конфликтах России, смягчали ограничения на доступ России к высоким технологиям, а с середины 1990-х гг. начали оказывать и кредитное содействие, которое в итоге составило око-ло 70 млрд долл. Однако отказом в предоставлении нового крупного кредита летом 1998 г. развитые страны дали понять России, что действующая модель отношений исчерпала себя. Этот этап внешней политики страны нередко и не вполне заслужен-но называют «романтическим» или «непрагматическим». На самом деле, он был ос-нован на конкретном политическом расчете, позволившему Западу укрепить свои стратегические позиции в мире, а российскому президенту Б.Н. Ельцину улучшить свое политическое положение внутри страны на определенный период времени. Смена президента в 2000 г. подвела черту под «эпохой Ельцина». Новый пре-зидент В.В. Путин взял курс на частичный возврат России в мир в первую очередь с целью извлечения практических дивидендов. Характерной чертой восьмилетней ра-боты В.В. Путина в качестве главы государства было нарастание самостоятельности внешней политики России и стремления извлекать из международных связей эко-номическую выгоду. Теракты 11 сентября 2001 г., с одной стороны, сблизили Россию и США в борьбе с терроризмом, а с другой, ограничили внешнеполитический потенциал Ва-шингтона, дав тем самым возможность России действовать более самостоятельно как во внутренней, так и в международной жизни, включая и аспект ее отношений с ведущими странами мира. То есть то, что стало трагедией для США, в некотором смысле превратилось в пользу для России. Смена президентов России в 2008 г. привела к власти «преемника» В.В. Пути-на – Д.А. Медведева. Нового главу государства В.В. Путин называл «еще большим русским националистом, чем он сам», либеральные же аналитики высказывали предположение, что Д.А. Медведев будет проводить курс на сближение с Западом. Начальный период президентства Д.А. Медведева продемонстрировал верность его внешней политики курсу прежнего главы государства.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Периодизация российской внешней политики после окончания холодной войны» з дисципліни «Сучасні міжнародні відносини»