Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)
ОБСЕ является наследницей другой организации – Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), которая возникла в 1975 г. как дипломатический форум в составе 35 государств Европы, включая США и Канаду. Основным достижением СБСЕ стал т. н. За-ключительный акт, принятый в Хельсинки в 1975 г. Важным направлением деятельности СБСЕ было обеспечение во-енной разрядки на континенте. В рамках СБСЕ велись переговоры по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (1990 г.), был под-писан Договор по открытому небу (1992 г.). В 1995 г. СБСЕ была переименована в ОБСЕ. Соответственно, сме-стились акценты ее работы – из форума для обсуждения вопросов евро-пейской политики она превратилась в постоянно действующую органи-зацию. Главным образом за счет распада СССР увеличилась числен-ность ОБСЕ – теперь в ее составе 55 государств. Высшим структурным уровнем в ОБСЕ является совещание глав государств и правительств, созываемое раз в два года. Центральный ру-ководящий орган – Совет министров (в составе министров иностранных дел), собирающийся на свои сессии ежегодно. Общее руководство опе-ративной деятельностью ОБСЕ осуществляется действующим предсе-дателем. Главным должностным лицом организации является Генераль-ный секретарь, избираемый на три года Советом министров и возглав-ляющий секретариат ОБСЕ, базирующийся в Вене. Одними из важнейших после окончания холодной войны стали для ОБСЕ вопросы прав человека и урегулирования межнациональных конфликтов. Миссии ОБСЕ участвовали в урегулировании конфликт-ных ситуаций в Нагорном Карабахе, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Македонии, Таджикистане и др. Российская дипломатия традиционно рассматривала ОБСЕ как противовес НАТО и возлагала на нее большие надежды в деле обеспе-чения европейской безопасности в обход НАТО. Однако смещением ак-центов своей деятельности в область защиты прав человека, в том числе на территории бывшего СССР, ОБСЕ осложнила свои отношения с Рос-сией. В 2004 г. Москва обвинила ОБСЕ в «практике двойных стандар-тов», «нежелании учитывать реалии и особенности отдельных госу-дарств» и призвала реорганизовать ОБСЕ и «вернуть её к изначальным принципам». В декабре 2006 г. на заседании Совета министров иностранных дел С. Лавров впервые заявил о возможности выхода РФ из ОБСЕ, если она не перенесёт акцент своей деятельности с мониторинга соблюдения прав человека на военно-политическое сотрудничество и экономику. Во время своей мюнхенской речи в 2007 г. В.В. Путин отметил, что ны-нешнее ОБСЕ превратилось в «вульгарный инструмент обеспечения внешнеполитических интересов одной или группы стран в отношении других стран. И под эту задачу скроили и бюрократический аппарат ОБСЕ, который не связан с государствами-учредителями, скроили под эту задачу процедуры принятия решений и использовали т. н. неправи-тельственные организации». В октябре 2007 г. страны СНГ внесли в ОБСЕ проект резолюции, ограничивающей функции его структурного подразделения – Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ). Резолюция была отвергнута. На протяжении 2005–2007 гг. Россия последовательно снижает размер своих взносов в бюджет ОБСЕ. В марте 2008 г. БДИПЧ отказалось направить своих наблюдателей для мониторинга выборов президента России. В ответном заявлении российской стороны говори-лось, что ОБСЕ выдвинула к России такие условия, которые не выдви-гались ею в отношении других государств. ОБСЕ мотивировала свое решение нарушениями в России принципов демократии – произволь-ным снятием с выборов оппозиционных кандидатов, отсутствием пред-выборных дебатов и пр.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)» з дисципліни «Сучасні міжнародні відносини»