Действующая российская военная доктрина 2000 года (так же, как ранее и Основные положения военной доктрины Российской Федерации 1993 года) в обеспечении обороноспособности страны акцентирует ключевую роль ядерного оружия, выполняющего функцию сдерживания потенциальных противников. На то имеются серьезные объективные основания. Особенность демографической и экономической ситуации в России такова, что в современных условиях рассчитывать на сколько-нибудь значительное приращение боевых возможностей Вооруженных Сил и других войск за счет оперативного проведения мобилизационного развертывания и дополнительного производства оружия и военной техники практически не приходится. Анализ совокупного оборонного потенциала страны, с учетом всех его составляющих, показывает, что в настоящее время мы не обладаем способностью к ведению длительной крупномасштабной обычной войны. В этих условиях в качестве единственной реальной основы обеспечения безопасности России выступают ее ядерные силы. Понятно и то, что в сложившихся условиях провести военную реформу мы в состоянии прежде всего под прикрытием ядерного щита, ядерного сдерживания. В 1993 году Россия уже отказалась от обязательства бывшего СССР не применять ядерное оружие первыми. В новой военной доктрине эта позиция уточнена: так же, как и США, Россия оставляет за собой право использования ядерного оружия в ответ на угрозу применения против нее и (или) ее союзников химического, бактериологического и ядерного оружия, а также в ответ на агрессию с применением обычного оружия в ситуациях, которые она будет считать критическими для безопасности государства. Таким образом, в обозримом будущем Россия твердо намерена поддерживать свой ядерный статус. К вышеперечисленным причинам этого следует добавить также весьма высокую степень неопределенности развития военно-политической обстановки в мире. Нет серьезных признаков того, что какая-либо держава «ядерного клуба» намеревается сегодня или завтра отказаться от ядерного оружия. НАТО по-прежнему сохраняет в Европе пусть символическое, но все же достаточное количество (сотни единиц) тактических ядерных вооружений. Не прекращают работ по совершенствованию своих потенциалов «неофициальные» ядерные страны, такие, как Индия, Израиль, Северная Корея, Пакистан. Еще около 15-20 государств мира относятся, по различным оценкам, к «пороговым». Это значит, что ядерное оружие остается важнейшим элементом мирового управления в области безопасности. Все это заставляет вновь и вновь возвращаться к сложным вопросам о роли этого оружия в обеспечении международной и национальной безопасности в начале XXI века, об адекватности доктрины ядерного сдерживания современному этапу развития мировой политики и международных отношений.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Ядерное сдерживание» з дисципліни «Сучасна зовнішня політика Росії»