РОССИЯ ДОЛЖНА ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ВОЕННЫХ АСПЕКТОВ СВОЕГО АЛЬЯНСА С КОММУНИСТИЧЕСКИМ КИТАЕМ, ИНАЧЕ ОНА ПОТЕРЯЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА
Китай заявляет, что Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, подписанный странами в июле zooi года, включает взаимное обязательство оказывать военную поддержку, если одна из сторон сочтет себя объектом военного нападения или «шантажа». Российские военные учения в феврале aooi года, в ходе которых отрабатывалось нападение обычных и ядерных сил на силы США в Тихом океане в контексте тайваньского сценария, предполагают, что Россия разделяет взгляд Китая на то, что любая помощь Тайваню со стороны США должна расцениваться как «агрессия» против Китая. Такой военный союз России с ядерным коммунистическим государством, имеющим территориальные претензии к ю соседним странам, не считая Тайваня, весьма опасен. Он может придать сторонникам жесткой линии в китайском руководстве ложное чувство уверенности, что ядерные силы России и Китая в случае неблагоприятного развития событий заставят США отступить. Такой военный союз может
сам по себе стать причиной конфронтации, так как он внушает сторонникам жесткой линии в обеих странах чувство уверенности и нетерпение. Данный союз противоречит интересам безопасности США и их союзников.
490 ГЛАВА 17
Если Россия не откажется от военной составляющей своего альянса с Китаем, США должны ясно заявить, что рассматривают это как угрозу. Они должны заставить Россию задуматься об экономических последствиях: 1. Прекращение поддержки США в вопросе реструктуризации внешнего долга России в 144 млрд, долларов, что немедленно негативно скажется на экономике страны. 2. Прекращение большинства программ двусторонней помощи России, за исключением помощи в становлении демократии, программе снижения взаимной угрозы и демонтаже российского ОМУ. Это составит приблизительно 45Q млн. долларов ежегодно (is). 3. Прекращение различных программ, которые дают России доступ на американский рынок, доступ к кредитам Экспортно-импортного банка США. В МВФ и Всемирном банке США должны выступать против предоставления России новых займов. 4. Администрация должна прекратить обсуждение в конгрессе вопроса об установлении нормальных торговых отношений с Россией, прекратить доступ России к финансовому рынку США. Это снизит экспортные поступления и окажет давление на экономику страны. РОССИЯ ДОЛЖНА ПРЕКРАТИТЬ ПРОДАЖИ ОМУ И СВЯЗАННЫХ С НИМ ТЕХНОЛОГИЙ
Это требование относится не только к продажам такого оружия разного рода диктатурам, но и касается поставки современных систем вооружений Китаю. Значительная часть современных вооружений, поставляемых Россией в Китай, способствует созданию возможностей, прямо угрожающих безопасности сил США, их военных баз и союзников в Тихоокеанском регионе. В качестве примера можно привести подводные лодки класса «Кило», эсминцы «Современный» и противокорабельные крылатые ракеты. Все они создавались для борьбы с авиаРоссия: побуждение к демократии.
491 носцами США и сопровождающими их кораблями. Фактически других целей, кроме американских или японских, для большинства подобных систем вооружений нет, поскольку ни одна страна, кроме США и Японии, не обладает вооружениями, для борьбы с которыми разрабатывались указанные системы. Россия продает технологии, компоненты и экспертизу по созданию ОМУ также Ирану, Сирии и Северной Корее. Годы переговоров и обещаний прекратить такие поставки, как и в случае с Китаем, результатов не дали. Очевидно, правительство Путина рассматривает такие поставки как способ обеспечения занятости в военно-промышленном комплексе, возможность заработать твердую валюту и обеспечить поддержку военной модернизации страны, а также, как это было в советские времена, воссоздать геополитическую сеть государств, призванных стать противовесом США. Новая политика США должна иметь два направления— стимулирования и сдерживания. Если Россия продолжит свою нынешнюю политику, США должны предпринять меры, указанные в четырех пунктах, изложенных выше. США не должны предоставлять России каких-либо экономических преимуществ, если она, как и в советские времена, занимается экспортом вооружений, представляющих опасность для США. США должны стремиться убедить своих союзников в Европе и Азии прекратить или сократить предоставление России двусторонней иди многосторонней помощи, инвестиций и возможности реструктуризации внешнего долга. Такая политика должна сопровождаться весьма привлекательными стимулами. Если Россия откажется от военной компоненты сотрудничества с Китаем, резко снизит продажу Китаю вооружений (на 8о%, в том числе и продажу вооружений, угрожающих силам США), если она откажется от поставок государствам — спонсорам терроризма ядерных, химических и биологических компонентов для ОМУ и систем их доставки, то США и крупнейшие демократии создадут специальный фонд, который будет предоставлять России гранты (а не займы) для развития производства потребительских товаров. Эти гранты
492 ГЛАВА 17
должны выдаваться на протяжении семи лет, их размер должен учитывать инфляцию. Объем
грантов должен быть равен стоимости российского экспорта вооружений и ОМУ в Китай и государствам — спонсорам терроризма, например, в 1999— 2ооо годах. Условием предоставления гранта является соблюдение Россией своих обязательств по прекращению военного экспорта. Вероятно, это может стоить 5—7 млрд. долларов в год и возместит доход, который Россия потеряет. Для обеспечения прозрачности, исключения коррупции и неправильного использования выделяемых фондов, что неоднократно случалось с помощью Запада с 1992 года, Фонд потребительских товаров должен управляться американским персоналом, свободно владеющим русским языком, который будет предоставлять гранты на основе заявок российских граждан. Правительство России может сообщить о своих приоритетах, рекомендовать или не поддерживать конкретные проекты, однако окончательное решение во всех случаях должно приниматься персоналом фонда, который также установит систему отчетности и критерии процедур проверки. США и участвующие в этом проекте демократии должны выделять ресурсы для этого фонда из своих оборонных бюджетов, так как они будут представлять собой конструктивные инвестиции в снижение будущих военных рисков.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «РОССИЯ ДОЛЖНА ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ВОЕННЫХ АСПЕКТОВ СВОЕГО АЛЬЯНСА С КОММУНИСТИЧЕСКИМ КИТАЕМ, ИНАЧЕ ОНА ПОТЕРЯЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА» з дисципліни «Китай: Наростаюча загроза»