В конце 1998 года режим Саддама Хусейна отказался от выполнения резолюций Совета Безопасности ООН и проведения инспекций, с тем чтобы убедиться, что Ирак не производит ОМУ и средства его доставки. США стремились оказать давление на Ирак, однако Россия и Китай противодействовали этому в Совете Безопасности ООН и настаивали на прекращении санкций. В декабре 1998 года США и Великобритания нанесли серию авиационных ударов по военным целям в Ираке, пытаясь принудить его к сотрудничеству. Китай и Россия резко осудили эти удары. В феврале 1998 года Милошевич начал переброску сербских военных и полувоенных формирований в Косово. США настаивали на санкциях Совета Безопасности ООН, для того чтобы предотвратить еще одну военную кампанию, насильственную депортацию и «этнические чистки», которые, начиная Новый российско-китайский альянс
335 с 1990 года, привели к гибели сотен тысяч и перемещению миллионов людей в бывшей Югославии. И снова Россия и Китай совместно противостояли США в Совете Безопасности ООН. По мере того как солдаты Милошевича входили в Косово, США и Великобритания решили применить силу и предотвратить убийства и насильственную депортацию. Воздушные удары НАТО начались в марте 1999 года и продолжались несколько месяцев. Президент Клинтон, обосновывая действия, не санкционированные Советом Безопасности ООН, сослался на необходимость предотвратить преступления против человечности (насильственная депортация и массовые убийства мирных граждан). Он заявил, что озабоченность стран НАТО гуманитарными последствиями происходящего выше национального суверенитета и допускает вмешательство без согласия Совета Безопасности ООН. Россия и Китай вновь выступили против. Военное вмешательство США и НАТО от имени косовских мусульман могло создать нежелательный прецедент. Москва воевала в Чечне с мусульманскими сепаратистами в 1994 — 1996 годах, и возобновление боевых действий было вполне вероятным. Пекин это беспокоило с точки зрения китайских планов захвата Тайваня и репрессивных действий по отношению к тибетцам, мусульманам и другим меньшинствам. В России коммунистическая оппозиция требовала от Ельцина направить на помощь Милошевичу военно-воздушные и боевые силы. Безусловно, подобные действия могли усугубить кризис, поставив обе страны на грань ядерной войны. К счастью, Ельцин решил не втягивать Россию в этот кризис и способствовал выводу сербских сил из Косова. Предпочтя переговоры конфронтации, Ельцин сместил Примакова и назначил бывшего премьер-министра Черномырдина специальным посланником России. Случайное попадание американских бомб в китайское посольство в Белграде 7 мая 1999 года вызвало яростную реакцию Пекина. Китайское правительство организовало нападения разъяренной толпы на посольство США в Пекине и другие американские учреждения в Китае. За этим последовал новый
336 ГЛАВА та
этап российско-китайского сотрудничества—кризисные консультации и расширение военных поставок. Черномырдин посетил Китай ю—IT мая 1999 года для обсуждения «бомбардировки китайского посольства... и проблем Косова» (2о). Неизвестно, что обсуждалось в ходе этого
визита, однако по последовавшим за ним шагам можем предположить, что Черномырдин информировал китайское руководство о намерении России решать проблемы бывшей Югославии путем переговоров. Одновременно была выражена готовность поставить Китаю современные системы вооружений, которые до этих событий Россия придерживала. Министр иностранных дел России Иванов провел в Китае очередные консультации i—3 июня 1999 года. 7—is июня 1999 года заместитель председателя Центрального военного совета генерал Чжан Ваньнянь находился в России во главе высокопоставленной делегации, обсуждавшей вопросы расширения военно-технического сотрудничества. Он посетил ряд секретных объектов, в том числе командование военно-воздушными силами и ПВО, а также базу стратегических ракетных сил, где ему показали межконтинентальную ракету «Тополь» (СС-25) и рассказали, каким образом она преодолевает противовоздушную оборону «потенциального противника» (2i). Эта новая фаза российско-китайских стратегических консультаций и военного сотрудничества совпала с участием Ельцина во встрече индустриальной «восьмерки», где он получил новые обязательства дальнейшей экономической помощи со стороны Запада. В конце августа 1999 года Россия, Китай, Казахстан, Киргизия и Таджикистан провели свою очередную встречу. Прибыв на встречу, Ельцин прямо заявил журналистам, что «он в боевой форме, готов к сражению, особенно с западниками... Нынешний саммит проходит в условиях обострения международной обстановки. Некоторые государства пытаются построить мир, который был бы удобен только им, игнорируя его многополярность» (22). Ельцин и Цзян Цзэминь воспользовались встречей «Шанхайской пятерки» для новых двусторонних консультаций. В заключительном заявлении пяти стран были Новый российско-китайский альянс
337 повторены основные темы китайской внешней политики 1990-х годов. Подчеркивалось, что не только Россия, но и три среднеазиатских государства согласны с подходом Китая к обсуждавшимся вопросам. Важно отметить, что эти среднеазиатские государства в целом следовали «китайской модели», поддерживая авторитарные политические режимы и стремясь приоткрыть экономики своих стран для иностранных инвестиций и экономической помощи. Президенты этих государств были в прошлом коммунистическими руководителями, они переименовали свои партии и пытались предотвратить любое настоящее политическое соревнование. В Таджикистане у власти была восстановлена бывшая коммунистическая партия советского образца. В своем совместном заявлении все пять стран заявили, что «они привержены принципам уважения прав человека, закрепленным в Уставе ООН и других международных документах. При осуществлении этих прав должны учитываться специфические условия суверенных государств» (23). Этой формулировкой они дали понять, что не приемлют возможности вмешательства по гуманитарным основаниям, выдвинутой США. Формулировка отражает типично китайский подход — мы «уважаем принципы прав человека», но не допустим оценки состояния дел в нашей стране другими государствами, так как каждая страна должна сама «определять, как должны учитываться ее особенности». Это совместное заявление, принятое в августе 1999 года, также подтвердило приверженность стран принципам «многополярности» и осудило «националистический раскол и религиозный экстремизм» (24). Отдельно было выражено осуждение мусульманских и других сепаратистских групп, бросивших вызов власти этих режимов. Россия в этот период была близка к второй чеченской войне, а Китай беспокоили тайваньская, тибетская и уйгурская проблемы. По мере продвижения стран от мер по укреплению доверия вдоль границ к более широкому стратегическому сотрудничеству было решено проводить регулярные встречи министров иностранных дел и обороны пяти стран (25). Китаю удалось добиться от стран
338 ГЛАВА 12
«Шанхайской пятерки» поддержки своей внешней политики и взглядов на будущее. После этой встречи в печати сообщалось об увеличении военных поставок из России в Китай. В частности, Россия продала за i млрд. долларов две атомные подводные лодки класса «Акула» и современные истребители СУ-зо МКК за 2 млрд. долларов (26). Эксперты, внимательно изучающие военное сотрудничество двух стран, сообщили, что в конце 1999 года Россия также согласилась передать Китаю, продав или сдав в аренду, две подводные лодки класса «Тайфун», способные нести по 20 баллистических ракет, на каждой из которых установлено до ю ядерных
боеголовок (27). Эксперты не сообщили, переданы эти подводные лодки Китаю или нет, однако, если сообщенное соответствует истине, это существенно изменит военные возможности Китая. Учитывая достаточно длительное время, которое потребовалось китайским экипажам для подготовки к эксплуатации лодки и управлению ракетным комплексом, можно предположить, что к 2002 году Китай уже мог получить на вооружение 400 ядерных боеголовок, способных достичь любой точки на территории США. Эти же эксперты сообщили, что на саммите 1999 года Россия согласилась продать Китаю противоракетные комплексы А-зоо и обсуждала возможность создания совместной с Китаем системы противоракетной обороны (28). Российский министр иностранных дел Иванов, вторя словам своего предшественника Примакова, заявил по завершении саммита: «Упрочение взаимоотношений между Россией и Китаем служит укреплению стабильности в мире» (29). В августе-сентябре 1999 года серия взрывов жилых домов в Москве заставила правительство Ельцина задействовать значительные военные силы для разгрома вооруженных сепаратистов в Чечне. Ельцин назначил бывшего сотрудника КГБ Владимира Путина на должность премьерминистра. Российские вооруженные силы развернули массированные военные действия в Чечне, не заботясь о последствиях для гражданского населения. Одновременно была провозглашена новая военная доктрина, предусматривающая использование ядерного Новый российско-китайский альянс
339 оружия для «отражения вооруженной агрессии». Такой подход отличался от ранее принятого положения, что ядерное оружие может быть использовано только в том случае, когда само существование России будет поставлено под угрозу (зо). 8 октябре—декабре 1999 года Россия провела семь испытаний баллистических ядерных ракет, чтобы продемонстрировать, что ее внушительный ядерный арсенал находится в рабочем состоянии и весьма эффективен (31). Испытания включали запуски ракет с подводной лодки «Дельта» i и 2 октября 1999 года, ракеты CC-I8 2о октября и запуски противоракетных систем в Казахстане з ноября. Еще две ракеты были запущены с подводных лодок 17 ноября 1999 года. 14 декабря 1999 года премьер-министр Путин, министр обороны Игорь Сергеев и командующий стратегическими ракетными силами присутствовали при запуске межконтинентальной баллистической ракеты «Тополь-М», чтобы «продемонстрировать важность этого события всему миру» (32). Руководство России явно хотело показать США и НАТО, что не допустит вмешательства в свои внутренние дела, что бы те ни думали о военных действиях в Чечне. После испытаний Путин заявил, что «Россия использует все дипломатические и военно-политические рычаги» для прекращения критики Запада в отношении ее политики в Чечне. США и западные державы не ставили под сомнение право России подавить вооруженное восстание на своей территории. Однако после критики со стороны президента Франции и канцлера Германии относительно жестокости используемых в Чечне методов Ельцин отменил встречу с ними, запланированную на декабрь 1999 года (зз)- 6 декабря 1999 года президент Клинтон выступил с публичной критикой военных операций в Чечне, приведших к жертвам среди гражданского населения. Немедленно министерство иностранных дел Китая выступило с поддержкой военной кампании России, призванной предотвратить национальную дезинтеграцию. 9 декабря 1999 года Ельцин прибыл в Пекин для участия в своей седьмой (и последней) встрече с президентом Цзян Цзэ-минем. Он вполне обдуманно заявил представителям средств массовой информации:
Президент Клинтон позволил себе оказать давление на Россию. Очевидно, он забыл, что Россия обладает мощным арсеналом ядерного оружия... Он никогда не диктовал и не будет диктовать миру, как ему жить. Многополярный мир -*-основа всего. Мы тоже будем диктовать миру. А не он, он один (34)-
Министр иностранных дел России Игорь Иванов после этого эффектного заявления объявил, что «председатель Цзян Цзэминь понимает и полностью поддерживает действия России по борьбе с терроризмом и экстремизмом в Чечне» (зз)-Представитель министерства иностранных дел Китая добавил, что его страна «приняла к сведению, что российская сторона пыталась максимально избежать жертв среди гражданского населения» (зб). На следующий день в российской военной газете министр обороны Игорь Сергеев заявил, что Россия готова использовать ядерное оружие для защиты своих интересов. Одна из российских газет прокомментировала это заявление в статье
под заголовком «Снова железный занавес» (37)В Вашингтоне президент Клинтон откликнулся на заявление Ельцина, сказав: «Мы не воспринимаем это слишком серьезно» (з8). Это могло быть понято в том смысле, что угрожающие заявления Ельцина и недавнее решение объединиться с Беларусью, где правил коммунистический режим, являлись частью плана Ельцина продемонстрировать всей России свою силу и национализм для того, чтобы успешнее конкурировать с коммунистами и националистами на предстоящих парламентских выборах. В Пекине Ельцин и Цзян Цзэминь выступили с совместным заявлением, перечислив новые сферы взаимного сотрудничества и отметив «решимость предпринимать скоординированные шаги для предотвращения угрозы глобальной стабильности». В Пекине было также достигнуто соглашение об ускорении темпов двустороннего сотрудничества в сфере высоких технологий, коммуникаций и электроники, что должно было помочь Китаю в модернизации вооруженных сил и наращивании их мощи (39) • Новый российско-китайский альянс
341 По результатам парламентских выборов в декабре 1999 года коммунисты сохранили значительное число мест в нижней палате парламента. Они снова надеялись победить на президентских выборах. В целях недопущения такого развития событий в последний день года и тысячелетия Ельцин подал в отставку с поста президента. В соответствии с конституцией исполняющим обязанности президента стал Путин. В марте 2ооо года он победил на выборах и вступил в должность в мае того же года. В качестве исполняющего обязанности президента, а затем и президента страны Путин сохранил на своих должностях министров обороны и иностранных дел, тесно сотрудничавших с Примаковым в предшествующие годы. Путин также продолжил двойную стратегию России, принятую еще в 1996 году. С одной стороны, он поддерживал нормальные отношения с США и странами Запада, что обеспечивало приток иностранной экономической помощи и инвестиций, а с другой — развивал стратегическое и военное сотрудничество с Китаем. Эта политика детально отражена во внешнеполитической доктрине России, которую Путин подписал го июля 2ооо года. В этом документе подчеркивается, что сутью внешней политики России является «прагматизм», а ее главной задачей станет «эффективное содействие решению внутренних задач», прежде всего экономический рост (40). Китай успешно использовал такой двойной подход в своей внешней политике. Он стремился к установлению нормальных торговых отношений с США и приветствовал усилия администрации Клинтона, убедившей палату представителей и сенат предоставить Китаю такой статус в мае и сентябре 2000 года. Одновременно китайское руководство стремилось расширить стратегическое, политическое и военное сотрудничество с Россией и постоянно выступало против якобы имевшегося стремления США господствовать в мире. В российской внешнеполитической доктрине, принятой в июле 2ооо года, фактически используется китайская терминология, когда говорится о стремлении к «многополярному», а не «однополяр-
342 ГЛАВА 12
ному миру, в котором осуществлялось бы экономическое и властное господство США» (41).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Укрепление союза между Россией и Китаем (1999)» з дисципліни «Китай: Наростаюча загроза»