Обещать и забыть: реакция Китая на озабоченности США
Со времени администрации Рейгана, выступившей в 1987 году против продажи китайских баллистических ракет Ирану, правительство США неоднократно выражало обеспокоенность деятельностью Китая в сфере распространения. Китай категорически отрицал свое участие в какой-либо деятельности по распространению в целом и конкретные обвинения США в частности. На встречах на высшем уровне и переговорах Китай брал на себя обязательства или подписывал соглашения, которые не допускали его участия в этой деятельности. Вот некоторые примеры: I. I99I год. Китай согласился придерживаться принципов режима контроля ракетных технологий 1987 года. Этот режим не является официальным международным договором и не имеет юридической силы, участвующие страны добровольно придерживаются установленных принципов (6з). 2.1992 год. Китай вновь обещает придерживаться принципов этого режима и подтверждает свое обещание в 1994 году. 3- В 1992 году Китай присоединяется к Договору о нераспространении ядерного оружия, в 1993 году—к Конвенции по химическому оружию. Оба документа запрещают предоставление помощи в разработке ядерного и химического оружия. 4. Май 1996 года. Китай обещает передавать ядерные материалы только тем объектам, работы на которых предназначены для мирных целей. 5. Июль 1996 года. Китай объявляет мораторий на ядерные испытания и подписывает Договор о запрещении испытаний ядерного оружия. Международная политика Китая
279 6. Октябрь 1997 года. Китай вступает в комитет Занге-ра—группу государств, созданную для ограничения экспорта современных военных технологий. 7. Июнь 1998 года. Правительство Китая объявляет, что утвердило новый порядок контроля за экспортом ядерных компонентов двойного назначения (64). Может быть, Китай и выполнил одно или два из своих многочисленных обещаний. Однако на деле он придерживается простого принципа—обещать и забыть. Интересно, что администрация Клинтона, игнорируя информацию собственных разведывательных служб о деятельности Китая в сфере распространения, часто после подписания Китаем каких-либо соглашений или обязательств интерпретировала эти сделанные на бумаге обещания как «прогресс». Хорошим примером может служить документ Государственного департамента по Китаю от 1997 года, который оценивает различные китайские обещания и декларации как «существенный шаг по укреплению политики нераспространения» (6s). Однако далее из того же документа мы узнаем, что этот «существенный шаг» ни к чему не привел, так как Государственный департамент «озабочен возможным сотрудничеством КНР с Пакистаном и Ираном и оказывает давление на Пекин, пытаясь заставить его придерживаться обязательств 1994 года и не экспортировать ракеты „земля-земля"» (66). Выступая накануне американо-китайского саммита в июне 1998 года, сенатор Эшкрофт напомнил, что, как утверждал президент Клинтон в январе 1998 года, Китай взял на себя «ясные и определенные обязательства не распространять военные технологии» (67). Сенатор отметил, что после этого США «передали новейшие технологии для ядерных реакторов коммунистическому Китаю — стране, которую ЦРУ назвало „самым крупным поставщиком оружия массового уничтожения и связанных с ним товаров и технологий зарубежным государствам"» (68). Сенатор напомнил, как спустя два месяца после заявления Клинтона газета «Washington Post» сообщи-,i ла, что Китай «был уличен в попытке направить в Иран сотни
280 ГЛАВА ю
тонн фтористого водорода, используемого для обогащения урана до уровня, необходимого для производства оружия. Этот материал предназначался одному из исследовательских центров для производства сердечника ядерного устройства (основной шаг в производстве атомной бомбы). Администрация, судя по всему, знала об этом до того, как президент подтвердил конгрессу обязательства Китая в сфере нераспространения» (69). Давая регулярные обещания США, Китай пытается скрыть свою деятельность в сфере
распространения. Это четко зафиксировано в докладе правительства, опубликованном Биллом Герцем (уо). В докладе приведены детали переговоров между Китаем и Пакистаном относительно того, как лучше избежать обнаружения сделок разведывательными службами США. Сотрудник министерства обороны, принимавший участие в переговорах с Китаем по вопросам распространения, отметил, что китайцы «настойчиво отрицали участие китайских фирм в передаче военных технологий странам, стремящимся получить доступ к ядерному оружию и средствам его доставки... Одновременно они пытались получить информацию о воз-можностяхразведывательных служб США по мониторингу таких тайных сделок» (71). Для маскировки своих поставок Китай использовал Северную Корею и, скорее всего, сеть Кхана в Пакистане. Китай передавал им ядерные и ракетные технологии, а они становились источником получения таких технологий для других стран. Несмотря на данные обещания, Китай передал Северной Корее и Пакистану большой объем ракетных технологий (72). Китай также предоставил свое воздушное пространство Ирану для транспортировки баллистических ракет из Северной Кореи. Кроме того, китайские и северокорейские специалисты совместно оказывали помощь Ирану в налаживании производства собственных ракет (73)- Примером того, насколько опасными могут быть корыстные мотивы, является тот факт, что некоторые технологии, которые Китай передал Северной Корее, были получены китайцами от своих партнерских фирм в Японии (74)Международная политика Китая
28l Еще одним методом, который Китай применял в отношениях с США, стало использование данных об объемах и видах распространения ОМУ в попытках договориться или оказать давление на США. Например, Китай заявлял, что снизит продажи ОМУ при условии, если США прекратят продажу Тайваню любых видов вооружений. Государственный департамент утверждает, что «Китай последовательно пытается увязать инициативы в сфере распространения, особенно в отношении ракет и их компонентов, с нашими собственными продажами вооружений Тайваню. Мы подобный подход отвергаем». Вариант этого метода был использован накануне июньского саммита между США и Китаем в 1998 году, когда гонконгская газета «South China Morning Post» сообщила, что «Китай готов обменять Пакистан и Иран на Тайвань». Это означало, что Китай готов прекратить продажу ОМУ этим странам, если США перестанут продавать оружие Тайваню (75) • Год за годом Китай угрожает расширить свою деятельность по распространению ОМУ и ракет враждебным государствам, если США передадут Тайваню определенные виды технологий или предпримут шаги для создания национальной противоракетной обороны или аналогичной региональной системы в Азии. О подобных типичных для диктатур угрозах сообщалось в американской и международной печати, однако эффективного ответа на ншмге нашлось (76). Китай еще не потребовал плату за прекращение своей деятельности по распространению ОМУ. Северная Корея делает это с 1998 года, когда она впервые признала, что продает ракеты за рубеж. Северная Корея выразила готовность прекратить эти продажи, если США согласятся ежегодно выплачивать компенсацию за «упущенную выгоду» в размере одного миллиарда долларов (77)О размерах китайской деятельности по распространению ОМУ можно судить по цифрам, опубликованным в Белой книге по национальной обороне. Китай сообщил, что с 1993 по 1997 год он экспортировал i68 баллистических ракет и пусковых установок. Западные аналитики уверены, что реальные цифры в несколько раз выше и Китай мог продать за этот период примерно SOD ракет и установок (78).
282 ГЛАВА ю
Китай продолжает свою опасную деятельность отчасти потому, что она практически не влечет за собой каких-либо последствий. Законы США требуют от президента ввести экономические санкции против предприятий в Китае, занятых распространением ОМУ. Эти санкции запретят американским фирмам не только продажу таким предприятиям технологий двойного назначения, но и всякие контакты с ними. В1993 году администрация Клинтона прибегла к таким санкциям, но достаточно было пустых обещаний, чтобы в 1994 году они были отменены. В1997 году было принято решение ввести санкции против ряда китайских предприятий за передачу Ирану химического оружия. Они сохранялись до конца 2ооо года (?9) • Встречи президента Клинтона и председателя Цзян Цзэ-миня в июне 1998 и сентябре 2ооо года— лучшая иллюстрация того, насколько беспомощна американская администрация в решении этой проблемы. Накануне саммита 1998 года американская разведка засекла китайский корабль,
который доставил материалы в одну из главных ядерных лабораторий Пакистана. Это произошло сразу после испытаний ядерного оружия Индией и Пакистаном в мае 1998 года (8о). Государственный секретарь Олбрайт заявила перед саммитом, что президент Клинтон обязательно обсудит вопросы распространения ОМУ с руководством Китая. Она подчеркнула: «Мы неоднократно доводили до сведения Пекина нашу озабоченность относительно поставки ракет и ракетных технологий Тегерану и будем делать это и в будущем... Президент обсудит все эти вопросы во время визита в Пекин» (8i). Однако ничего не изменилось. Через два года, летом 2ооо года, президент Клинтон направил в Китай специальную делегацию, чтобы убедить Пекин прекратить передачу ракетных технологий Пакистану. Никаких видимых результатов это не дало. В августе 2ооо года китайское руководство приняло решение ускорить создание новейшего «смертельного оружия». Для финансирования этих дорогостоящих работ правительство Китая прибегло к политике «оружие—деньги—оружие», означавшей, что средства, полученные от экспорта вооружений, будут направлятьМеждународная политика Китая
283 ся на закупку необходимых военных технологий (82). Для обеспечения необходимых финансовых поступлений планировалось еще больше увеличить и без того большой экспорт ОМУ. В сентябре 2ооо года Клинтон и Цзян Цзэминь встретились в Нью-Йорке. Вопросы распространения стали основными в повестке дня. В ходе встречи пришло сообщение, что Иран планирует в ближайшем будущем провести испытания ракет средней дальности, которые могут достичь территории союзников США (Израиля, Турции, Саудовской Аравии, государств Персидского залива), а также России и Узбекистана (8з). Председатель Цзян Цзэминь вежливо выслушал вопросы Клинтона относительно китайской политики распространения и, не отвечая на них, перешел к другим проблемам. Позднее президент Клинтон сказал: «Это может занять некоторое время» (84). По сей день ничего не изменилось.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Обещать и забыть: реакция Китая на озабоченности США» з дисципліни «Китай: Наростаюча загроза»