Разум, врага и его руководства — гораздо более важная цель, чем тела его солдат. Мао Цзэдун, во время гражданской войны в Китае Запугивай силой, соблазняй деньгами. Председатель Цзян Цзэминь, 1998 Китайские власти претендуют на полный контроль над Южно-Китайским морем. Поэтому возможное применение Китаем силы... вызывает озабоченность во всем Тихоокеанском регионе. Адмирал Деннис С. Блэр, командующий силами США в Тихом океане, март 2ооо года Строительство военных баз на иностранной или спорной территории по международным, законам является актом явной агрессии. Джеймс Уэбб, бывший министр военно-морского флота США, 1999
В 1998 году Китай выпустил свою первую Белую книгу по вопросам национальной обороны, в
которой заявлял, что «гегемонизм и политика силы (со стороны США) остаются главной угрозой миру и стабильности во всем мире». Отмечалось также, что договор о безопасности между США и Японией следует считать посягательством на суверенитет и вмешательством во «внутренние дела» Китая (г). В Белой книге утверждалось, что все союзные обязательства США в Азии должны быть аннулированы, так как они представляют угрозу для Китая. Международная политика Китая
26l Эта книга выражала взгляды китайской коммунистической элиты, сформулированные в 1990 году и тогда же положенные в основу стратегической политики страны. Убеждение Китая в том, что именно ему принадлежит право господствовать в Азии, прослеживается в определении договора между двумя суверенными державами (США и Японией) как вмешательства во внутренние дела третьей державы. Это неоимперское понимание вмешательства во внутренние дела Китая будет все чаще проявляться в предстоящие годы. В ходе политических обсуждений на курорте Бейдайхэ в августе 1998 года политбюро КПК утвердило стратегию Китая в отношении Тайваня. Председатель Цзян Цзэминь выразил эту стратегию двумя предложениями — «запугивай силой» и «соблазняй деньгами» (2). В ноябре 1998 года элемент запугивания был представлен военными учениями и условными ракетными стрельбами не только по Тайваню, но и по силам и базам США в Японии, в том числе на Окинаве (з). Один из старших чиновников администрации Клинтона заявил: китайские ракеты «раньше никогда не были на нас нацелены». Это стало одним из аспектов китайских приготовлений к возможной войне с США и их союзниками, если бы они решились противодействовать Китаю в достижении его целей. У Китая также были территориальные претензии в Южно-Китайском море, к Японии и Индии. В Белой книге 1998 года Китай прямо заявил о своем несогласии с двусторонними договоренностями по вопросам безопасности между США и государствами Азии, назвав их «фактором глобальной и региональной нестабильности» (4). Высокопоставленный сотрудник Государственного департамента, отвечающий за сотрудничество с восточноазиатскими и тихоокеанскими странами, выступая на слушаниях в конгрессе, заявил: сотрудничество США «с Австралией, Японией, Филиппинами, Республикой Кореей и Таиландом остается краеугольным камнем нашей региональной политики безопасности» (s). Два года спустя в новой Белой книге Китай предупредил США, что будет стремиться к прекращению американского военного присутствия в Азии и ликвидации всех американских региональ-
262 ГЛАВА ю
ных союзов в сфере безопасности. В Белой книге отмечалось, что «продолжение США политики усиления военного присутствия и двусторонних военных союзов в регионе является новым негативным фактором... Фундаментальные интересы Китая состоят в создании и поддержании нового регионального порядка в сфере безопасности» (6).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Международная политика Китая» з дисципліни «Китай: Наростаюча загроза»