Мао переполняло желание править миром. Хрущев, генеральный секретарь ЦК КПСС, 1959 Император Цинь Шшуанди ничем выдающимся не отличался. Он только похоронил заживо 460 конфуцианских ученых. Мы похоронили 4&о тысяч конфуцианцев. Мы в сто раз хуже императора Циня. Мао Цзэдун. X съезд КПК Крестьяне вспоминали, как в 1959—*9бо годах рис оставался на полях, так как они слишком ослабели от голода, чтобы собрать его. Многие умерли от голода. Вэй Цзиныыень, китайский общественный деятель, бывший узник совести
Китай считается одной из самых древних цивилизаций, чья письменная история начинается почти 4 тысячи лет назад. Первая объединенная китайская империя династии Инь (Шан) сложилась в Центральном Китае в 1766 году до н. э. Последующие династии расширили империю, а максимальных размеров она достигла в конце XVIII века при династии Цин, правившей до 1911 года. Политическая культура императорского Китая формировалась в течение двух тысячелетий, известных как эпоха «воюющих княжеств». В этот период императоры были слабее знати, которая на протяжении примерно тысячи лет (с 1200 до 2оо года до н. э.) имела собственные княжества и воевала друг с другом за власть. Это тысячелетие беспрерывных конфликтов включало и период «ста школ», когда философы по заказу китайских властителей писали трактаты о добродетельных взаимоотношениях между человеком, государством и общест-
59 вом. Корни конфуцианства, даосизма, книги Сун Цзы «Искусство войны» лежат именно в этой эпохе. Две доктрины—конфуцианство и легизм—приобрели наибольшее политическое влияние. Конфуцианство обращалось к счастливому доисторическому прошлому, когда мифические мудрые и щедрые императоры своим правлением обеспечивали процветание и благоденствие империи. Особенно подчеркивались правильные иерархические взаимоотношения различных групп в обществе: между императором и его подданными; отцами и сыновьями; мужьями и женами; старшими и младшими братьями. Низший по положению всегда должен подчиняться вышестоящему, который в свою очередь обязан заботиться о его благополучии. В этой философии большое значение имел культ предков и свойственные ему обряды. Император правил по воле небес. Если император терял власть в результате своей коррумпированности, жестокости, некомпетентности или из-за несоблюдения ритуалов, это также была воля небес, которые посылали нового императора. Конфуцианство использовалось как для поддержания власти, так и для оправдания мятежа. С конфуцианством соперничал легизм, похожий на многие другие учения того времени. Легизм предписывал как единственно возможное поведение строгое следование правилам, установленным
властями. Даже если закон был несправедлив, ему все равно следовало подчиняться, ибо иначе обществу грозил хаос. Традиционное конфуцианство всегда ставило выше закона взаимоотношения между людьми. На высшем уровне легизм победил конфуцианство, которое тем не менее продолжало оставаться частью официальной философии императорского Китая. Легизм провозглашал, что «правитель имеет власть над народом и распоряжается богатством страны» (i). В своей книге, посвященной изучению политических идей легизма и их роли в формировании императорской власти, Стивен Мошер пишет о средствах, рекомендуемых леги-стами для укрепления власти императора. Среди них «приращение народов — неотъемлемая часть власти... подавление всех добровольных сообществ... создание сети информаторов и распространение информации о правителе по всему миру... никто в мире не может ослушаться правителя или замышлять что-либо против него» (2). Прародительницей современного Китая обычно считается династия Цинь, созданная в 221 году до н. э. Первый император этой династии Цинь Шихуанди объединил Китай и, по мнению Мошера, стал истинным изобретателем бюрократического тоталитаризма, создав централизованное государство, которое господствовало над обществом и «использовало закон в качестве карательного инструмента, породило доносительство, информаторов и преследования, применяло политику угроз и устрашения». Все это сопровождалось жестокими гонениями, в том числе массовыми казнями как настоящих, так и мнимых врагов. Были заживо похоронены 463 ученыхконфуцианца; в императорских архивах уничтожены практически все книги, за исключением его собственных мемуаров, работ по медицине, астрономии и агрономии (з). Императорский указ запрещал создание частных школ, проведение политических и философских дискуссий, работы всех ученых, «которые использовали примеры из древности для поношения настоящего или превозносили прежние династии для того, чтобы бросить тень на нынешние» (4). Указ осуждал всех «правительственных чиновников, которые не карали эти преступления». Император Цинь также отправил в изгнание 2о тысяч представителей знати и погубил несколько сотен тысяч человек, насильно привлекая население к большим строительным работам. Французский ученый Жан-Луи Марголен писал, что «Мао, лидер коммунистического Китая с 1949 года до своей смерти в 1976 году, открыто стремился подражать правлению этого императора» (s). На съезде коммунистической партии в 1958 году Мао заявил: «Император Цинь Шихуанди ничем выдающимся не отличался. Он только похоронил заживо 460 конфуцианских ученых. Мы похоронили 460 тысяч конфуцианцев. Мы в сто раз хуже императора Циня. На обвинения в том, что в Китае установлена диктатура, как при императоре Цине, мы отвечаем—да, мы виновны» (6). На протяжении веков китайская империя была крупнейшей, богатейшей и технологически наиболее развитой государственной системой в мире. Однако с переменами, которые принесли научные открытия и промышленная революция, экономическая, технологическая и военная мощь европейских государств неизмеримо выросла (7). Китайская империя хранила свои традиции, ограничивая контакты с Европой. Императорская Япония XIX века, напротив, решила взять на вооружение западные технологии и использовать их ради достижения своих милитаристских целей, одновременно пытаясь уменьшить воздействие западной культуры и политики. В XIX веке растущая мощь Европы, в том числе и императорской России, привела к ряду чувствительных поражений династии Цин. В результате двух войн Британия и ряд европейских государств получили экстерриториальные привилегии в Китае. По договору от i860 года бблыная часть Дальнего Востока отошла к России. В 1895 году Япония, одержав победу в войне, приобрела контроль над Кореей и Тайванем. Императорское правление в Китае было подорвано не только этими поражениями, но и восстаниями против династии внутри страны—мятежом Белого лотоса в 179° году, Тай-пинским восстанием в 1850—1875 годах и боксерским восстанием 1900 года. В результате этих событий, а также благодаря привлекательности западной идеи демократического правления для небольшой, но весьма влиятельной группы китайских лидеров, получивших образование на Западе, в 1911 году была создана Китайская Республика (8). Лидер этого движения и первый президент страны Сунь Ятсен провел некоторое время в США и рассчитывал создать в Китае демократическую республику. Он создал националистическую партию (Гоминьдан), которая, однако, раскололась в 1916 году. Это открыло дорогу местным политическим противникам, которые, обладая собственными армиями, существенно ограничили возможности центрального правительства. В1917 году коммунисты захватили власть в России и к 1920 году победили своих противников в гражданской войне. В 1921 году при помощи и поддержке российских коммунистов в Шанхае
была создана Коммунистическая партия Китая. Она надеялась повторить успех коммунистов в России. Новое советское правительство проводило в Китае, как и в других странах, двойную политику. Оно поддерживало дипломатические отношения с националистическим правительством и одновременно через Коминтерн и свою разведку поощряло коммунистическое движение в стране. В первые годы коммунистического восстания в Китае Советы считали важнейшей тактической задачей поражение местных правителей и их армий. Для достижения этой цели китайским коммунистам рекомендовали вступить в тактический союз с националистическим правительством. В 1923—1927 годах националисты и коммунисты вместе боролись против местных феодалов. В1925 году, после смерти Сунь Ятсена, лидером националистов стал генерал Чан Кай-ши. Добившись некоторых успехов на внутреннем фронте и ожидая, что коммунисты скоро возобновят гражданскую войну, начатую ими еще в 1921 году, генерал решил действовать первым. Он начал преследования коммунистов, однако большинству удалось укрыться в южной части Китая. После нескольких лет гражданской войны в 1931 году императорская Япония вторглась в Маньчжурию и захватила ее, а в 1934-м начала борьбу за захват всего Китая. Националистический режим воевал как против японцев, так и против коммунистов. Вынужденная оставить юг Китая, коммунистическая армия совершила «великий поход» в 7,5 тысяч миль на северо-запад страны. В 1920-х годах Мао был одним из многих лидеров коммунистического движения. В условиях репрессий со стороны националистического правительства в городах и выдавливания коммунистов в сельскую местность Мао пришел к выводу, что в стране с подавляющим крестьянским населением коммунистическое движение добьется более значительных успехов, если будет опираться именно на крестьян, а не на рабочих, как это имело место в России. В 1927 году Мао написал доклад о крестьянском движении в провинции Хунань, отметив большие успехи сельского населения под руководством коммунистов. Этот доклад лег в основу развития теории «народной войны» Мао, которая основывалась на сельском военном коммунизме. Такой подход сработал и получил серьезную поддержку в деревне. 7 ноября 1931 года, в годовщину коммунистического переворота в России, китайские коммунисты основали Китайскую советскую республику, а Мао стал председателем Совета народных комиссаров (9). Эта революция фактически стала моделью будущего развития. Энергия революции концентрировалась на строительстве государства, а военные по своей природе усилия государства—на создании армии и разгроме центрального правительства в Нанкине во главе с Чан Кай-ши (ю). С развитием китайского коммунистического движения в деревне его социальная база стала отличаться примечательной двойственностью. Большинство местных активистов происходило из семей зажиточных крестьян или землевладельцев, которые считали коммунистическое движение радикальной формой китайского национализма. Однако многие лидеры в центральном руководстве партии, а также солдаты регулярной армии происходили из «низших слоев и маргинальных элементов общества. Среди них были обычные бандиты, нищенствующие монахи, наемники и даже проститутки» (и). В 1926 году Мао заявил, что «именно эта группа представляет собой народ, который будет бороться с великим мужеством. При правильном руководстве именно эти люди станут истинно революционной силой» (12). Указанные социальные различия приведут к постоянной борьбе между центральной властью и местными партийными бонзами на протяжении десятилетий правления Мао. В 1937—1945 годах правительство националистов и коммунисты договорились прекратить внутреннюю войну и сформировали антияпонский пакт для противодействия агрессии. Однако фактически против японцев боролись лишь националисты, а коммунисты расширяли свое влияние и создавали вооруженные силы в западной части страны для следующего этапа гражданской войны против центральной власти.
64
После капитуляции японцев в 1945 году Советский Союз продолжил свою двойную политику в Китае. Он формально признавал националистическое правительство и одновременно тайно оказывал существенную политическую и военную помощь китайским коммунистам. Огромное количество военного оборудования и оружия, принадлежавшего капитулировавшим японцам, СССР передал коммунистам, которые возобновили свою борьбу против националистического правительства. Советская помощь включала и переброску в Маньчжурию на борьбу с
националистами 8о тысяч северокорейских солдат, одетых в униформу коммунистической Народно-освободительной армии и вооруженных советским оружием (is). Благодаря важности союза между США и националистическими силами в годы Второй мировой войны многие, в том числе посол США в Китае Патрик Хэрли, считали, что Америка должна оказать прямую поддержку националистическому правительству в его борьбе против просоветских коммунистических сил. Однако в ноябре 1945 года США «приняли новую политику, которая предполагала продолжение поддержки правительства националистов при условии недопущения использования американского оружия в гражданской войне и усилия по достижению мирного урегулирования с коммунистами». Кроме того, правительство США неоднократно призывало националистов сформировать с коммунистами коалиционное правительство. Националисты считали, что США их предали, так как из своего опыта сотрудничества с Мао во время войны с Японией хорошо знали, что любое коалиционное правительство в конечном итоге окажется в руках коммунистов. В1947 году администрация Трумэна начала осуществлять политику, получившую название доктрины Трумэна и направленную на сдерживание СССР в Западной Европе. Ее суть состояла в оказании помощи дружественным государствам в противодействии «вооруженному меньшинству». Впервые доктрина была применена в Греции и Турции. Администрация Трумэна признавала, что в Центральной Европе Советский Союз нарушает Ялтинские соглашения, предполагавшие свободные демократические выборы как способ формирования послевоенных правительств. Вместо этого Москва с помощью закамуфлированных политических угроз установила там ряд прокоммунистических режимов. Государственный департамент США понимал, что коммунисты СССР и Китая были близкими союзниками еще с 1921 года. Тем не менее доктрина Трумэна не предусматривала всеобъемлющих мер по сдерживанию коммунистов в Китае. Коммунистическое движение Китая систематически стремилось представить себя в США и на Западе как группу «аграрных реформаторов», которая принесет народу страны мир и хорошее правительство и освободит его от «жестокой и коррумпированной клики националистов». Некоторые западные журналисты, эксперты и официальные лица поверили этому. Особенно хорошо эта пропаганда работала среди тех сотрудников Государственного департамента США, которые напрямую сталкивались с недостатками и проблемами правительства националистов и не имели никакого представления о реалиях жизни в деревне под контролем коммунистов. В конечном итоге администрация Трумэна не предприняла ничего для «сдерживания» коммунистического движения в Китае. Армия правительства националистов была разгромлена. Китайские коммунисты объявили о создании нового правительства i октября 1949 года. Председатель КПК Мао заявил, что Китай возвратит себе достойное место в истории и в мире: Китай всегда был великой, мужественной и трудолюбивой страной. Лишь в эти годы мы немного отстали. Единственной причиной этого сталиугнетение и эксплуатация со стороны международного империализма и местного реакционного правительства... Мы больше не будем нацией, которую можно оскорблять и унижать. Мы встали с колен (14).
Националистическое правительство, военные, значительное число гражданских лиц, опасавшихся коммунистического правления, бежали на остров Тайвань и создали там Китайскую Республику на Тайване. мократии», предполагалось сосуществование четырех классов под руководством КПК, представлявшей пролетариат. Эти классы включали в себя рабочих, крестьян, мелкую буржуазию (служащие со средним уровнем доходов, торговцы) и национальную буржуазию (владельцы крупных предприятий и капиталов). Эти классы представлены на государственном флаге КНР четырьмя маленькими звездочками, окружающими большую звезду—символ руководящей роли КПК в новом государстве. В культурном плане концепция Мао предполагала развитие научной, антифеодальной массовой культуры с выборочным признанием «полезных элементов иностранных культур». Государство должно было стать «антиимпериалистическим, способным защищать достоинство и независимость китайской нации» (2о). Как и в Советском Союзе, общая структура власти в качестве ключевого элемента включала в себя коммунистическую партию, находящуюся под полным контролем ее руководства. Руководство партии и государства определялось представительным процессом, открытым по форме, но фактически предрешенным партийной верхушкой. Члены КПК избирали своих представителей, которые в течение пяти лет участвовали в национальном партийном съезде, созывавшемся ежегодно. Центральный комитет партии, которым руководил председатель, также избирался
сроком на пять лет. ЦК в свою очередь делегировал свои полномочия политбюро, которое выдвигало Постоянный комитет, состоявший из семи наиболее влиятельных коммунистических деятелей Китая. Кроме того, работали центральный секретариат, занимавшийся административными делами партии, и центральная контрольная комиссия, следившая за тем, чтобы партия выполняла все указания своего руководства. До 1953 года Центральный народный государственный совет объединял в себе исполнительную, законодательную и судебную власть. В1953 году была проведена перепись населения и принято избирательное законодательство. Всем гражданам старше i8 лет, за исключением «помещиков и контрреволюционеров», было разрешено «голосовать». Начиная с 1954 года стали проводить контролируемые «выборы» делегатов на деревенские, городские и провинциальные съезды, которые в свою очередь избирали законодательную власть— Всекитайское собрание народных представителей, номинально являвшееся главным институтом государства. Первый съезд народных представителей принял новую конституцию, закрепившую «союз четырех классов», а также четыре формы собственности — государственную, кооперативную, промышленную и капиталистическую. Конституция содержала статью о правах, которая относилась ко всем гражданам, а правительство оставило за собой право «перевоспитывать предателей и контрреволюционеров» (2i). В первые годы существования КНР Мао по сути руководил как партией, так и государством. Он являлся председателем ЦК, политбюро и центрального секретариата. В исполнительной власти Мао занимал посты председателя КНР, Революционного военного совета и Собрания народных представителей (22). В Китае, как и в Советском Союзе, псевдовыборы имели целью мобилизовать население, продемонстрировать поддержку режима, его современность. Существование формального правительства давало КПК возможность закрепить реальную власть, а также иметь институт, ответственный за проблемы и недостатки. КОНСОЛИДАЦИЯ ВЛАСТИ, СОЮЗ С СОВЕТАМИ, ВНЕШНИЕ ВОЙНЫ (1949—1952) В 1949 году после поражения националистов пять основных армий коммунистов установили контроль над Китаем. В самом начале правления нового режима эти армии контролировали «основные зоны», являлись инструментом гражданского и военного административного аппарата (23). Через несколько лет зоны были отменены, однако важная роль военных на местном уровне, работающих совместно с региональными партийными комитетами под контролем ЦК, сохранилась. За годы войны с Японией и гражданской войны (1931— 1949) промышленное производство в Китае сократилось до
70 7О% довоенного уровня, а продуктов питания—до 6о% (24). Новое коммунистическое правительство немедленно занялось стабилизацией экономики и восстановлением разрушенной инфраструктуры (дороги, мосты, линии электропередач). Режим стремился убедить частных предпринимателей, что для них также найдется место при новом порядке и следует продолжать производство, а не бежать на Тайвань. Многим чиновникам правительства националистов и бывшим военнослужащим была предложена амнистия в обмен на согласие остаться в стране, а не бежать на Тайвань или в Гонконг, где они могли пополнить враждебные Китаю силы. Создание союза с СССР, возглавляемым Сталиным, было главным приоритетом Мао. В декабре 1949 года Мао посетил Москву и пробыл там почти три месяца—до середины февраля 1950 года. Из документов, недавно рассекреченных Кремлем, мы знаем, что на первой встрече со Сталиным гб декабря 1949 года Мао сказал: «Китаю нужна передышка на три-пять лет» (25). Он также заявил, что хочет заключить союз с СССР. Сталин ответил, что в настоящее время Китаю ничто не угрожает: «Япония еще не встала на ноги. Америка кричит о войне, но боится ее... Европа напугана войной. Никто не намерен воевать с Китаем» (26). 14 февраля 1950 года формальный договор о союзе между СССР и Китаем был подписан. Сталин согласился предоставить кредиты на зоо миллионов долларов, а также обещал направить специалистов для оказания помощи Китаю в индустриализации страны и модернизации вооруженных сил. В результате этого соглашения за период с 1950 по 1954 год СССР направил в Китай значительное число специалистов, инженеров и советников: от юоо до 25000—в китайские ВМФ и ВВС, от 5ооо до гоооо — в армию и около 400 тысяч специалистов на промышленные объекты (27). В1952 году Мао назвал союз с СССР «прочным, нерушимым и непобедимым» (28). Ряд территориальных вопросов был разрешен. Советский Союз добровольно отказался от
некоторых прав и позиций в Китае, унаследованных от царской России по договорам XIX века. Сталин также согласился предоставить Китаю контроль над районом, известным в России под названием Восточный Туркестан, а в Китае— Синьцзян. В этом, граничащем с СССР, в основном пустынном районе площадью i,6 миллиона квадратных километров (2о% территории Китая) проживали 7 миллионов уйгуров-мусульман. Китай заверил население, что Синьцзян станет особой автономией с большими правами. Похожее обещание было дано и Тибету, в котором самоуправление существовало на протяжении девяти веков, за исключением периода правления династии Цин с конца XVIII века до I9H года. Еще в IX веке император Китая согласился на такое самоуправление. Далай-лама, духовный и светский руководитель тибетской теократии, воспротивился требованиям коммунистического Китая передать ему власть (29). В январе 1950 года Мао приказал армии начать военную операцию в Тибете. Этот приказ, направленный Мао из Москвы, означал ее молчаливое согласие. В 1950 году в новогоднем послании китайским коммунистам Мао заявил, что перед ними стоит «грандиозная задача... в 1950 году освободить Тайвань, Хай-нань и Тибет» (зо). Вторым видимым результатом советско-китайского союза стало неожиданное нападение Северной Кореи на Южную в июне 1950 года. В течение нескольких лет коммунистический диктатор Северной Кореи Ким Ир Сен добивался согласия Сталина на эту военную операцию. Успешно испытав ядерное оружие в 1949 году, консолидировав просоветские режимы в Восточной Европе и имея коммунистическое правительство в Китае, Сталин мог себе позволить дать согласие на эти действия. Эта тема заняла важное место в дискуссиях Мао и Сталина, который отдал приказ начать военные приготовления 9 февраля 1950 года, т. е. в период, когда Мао находился в Москве (зх). Сталин предложил советские танки, артиллерию, стрелковое оружие и другую военную и медицинскую помощь, а также топливо. Однако он настаивал на том, чтобы Северная Корея расплатилась за эти поставки свинцом, серебром и золотом (32). После тайного визита Ким Ир Сена в Москву в апреле 1950 года, когда военные приготовления шли уже полным ходом, Сталин написал Мао, что он согласен с «пред-
72 ложением начать воссоединение Кореи, однако в конечном счете этот вопрос должен совместно решаться китайскими и корейскими товарищами» (зз). Это означало, что Сталин и Мао договорились о вмешательстве китайских войск в Корее в случае необходимости. Северная Корея начала неожиданное наступление на Южную Корею 25 июня 1950 года. Совет Безопасности ООН расценил эти действия как акт агрессии и принял решение применить силу для ее отражения. (Советский Союз ушел с заседания Совета Безопасности и не смог применить свое право вето.) Силы ООН были вытеснены из южнокорейской столицы в маленькую область на юге страны. В середине сентября вооруженные силы США провели контратаку, высадившись в тылу северокорейской армии, что резко изменило ход событий. В это время Ким Ир Сен обратился к Сталину с просьбой о дополнительной помощи. Сталин написал Мао: «Я понимаю, что корейские товарищи находятся в безвыходной ситуации. По меньшей мере пять или шесть дивизий необходимо выдвинуть к з8-й параллели. Китайских солдат можно назвать добровольцами» (34). Сталин не хотел использовать свои наземные силы, однако создал 64-й воздушный корпус, в который вошли подразделения ПВО, самолеты-перехватчики и группа поддержки. Эта помощь была оказана тайно, и, как пишет генерал Волкогонов, «is дивизий ВВС и несколько дивизий ПВО в течение трех лет корейской войны получали боевой опыт» в борьбе с американскими самолетами. Советские источники утверждают, что за это время русские летчики сбили 1309 американских самолетов, что составило 18% потерь США, а сами потеряли только 319 машин (35)Затем 25 октября 1950 года была предпринята вторая неожиданная атака против сил ООН во главе с США, в которой участвовало более миллиона китайских солдат. Советско-китайская помощь Северной Корее привела к патовой ситуации в войне. Как Северная, так и Южная Корея сохранили свои правительства и территорию. Корея осталась разделенной по 38-й параллели. Потери Китая оцениваются в 900 тысяч человек, в том числе зоо тысяч погибли (зб). Корейская война при-
73 вела к гибели более миллиона гражданских лиц в Южной Корее и более 5 тысяч солдат США. Почти в то же самое время Китай заявил о военной оккупации Тибета, куда было направлено 8о тысяч солдат. Далай-лама так описал эти события: «Тибетская армия в восемь тысяч человек была
плохо вооружена и подготовлена. Она просто не могла противостоять Народно-освободительной армии Китая, которая быстро окружила нашу армию и разрушила все линии обороны» (ЗУ)- Тибет остается под коммунистическим правлением и сейчас. С195° года сотни тысяч тибетцев были убиты, тысячи тибетских монастырей и храмов разрушены. Китай проводит политику переселения в Тибет ханьцев для обеспечения и усиления своего контроля над территорией (з8). Китай также использовал Тибет в качестве плацдарма для нападения на Индию в 1962 году. В апреле 20оо года председатель комитета по иностранным делам палаты представителей США республиканец Бенджамин Гилман предупредил, что китайские баллистические ракеты и 14 военно-воздушных баз в Тибете представляют угрозу Индии и другим странам Азии (39)- Через 50 лет после захвата Тибета китайский режим продолжает репрессии против местного населения, «люди подвергаются незаконным арестам и заключению без суда, в тюрьмах применяются пытки, усиливается контроль за деятельностью сохранившихся монастырей и жизнью монахов» (40).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Первые годы правления Мао (1949—1965)» з дисципліни «Китай: Наростаюча загроза»