Согласно Руссо, Спинозе и Канту в естественном состоянии людьми управляют “инстинкты”, “физические импульсы” и “право на удовлетворение инстинктивных потребностей”, а “свобода... ограничена только желаниями личности”. “При отсутствии естественных санкций законы не действуют”, поэтому соглашения ни к чему не обязывают. Без защиты гражданского права невозможно даже земледелие, ибо кто, спрашивает Руссо, “был бы настолько глуп, чтобы брать на себя труд по возделыванию поля, урожай с которого может собрать первый встречный?” В отсутствие регулирования общественных отношений не существует обязанности уважать интересы, права и собственность других, а следовательно, нереально планировать будущие действия. Однако такое прогнозирование позволяет облегчить жизнь и необходимо, когда образуется, например, излишек продуктов питания, производимых при данной технологии. При этом одни люди объединяются, устанавливают правила, регулирующие коллективную и индивидуальную жизнедеятельность, и создают органы принуждения. Остальные вынуждены следовать новым правилам, так как в противном случае они не могут эффективно осуществлять совместные действия, противостоять организованным группам, извлекающим выгоду из общественного разделения труда5. Ясно, что при переходе от естественного состояния к гражданскому человек выигрывает материально. Но не только Руссо пишет об этом [c.100]в Общественном договоре (впоследствии за ним точно последовал Кант): “Переход от состояния естественного к состоянию гражданскому производит в человеке весьма приметную перемену, заменяя в его поведении инстинкт справедливостью и придавая его действиям тот нравственный характер, которого они ранее были лишены”. До установления гражданского состояния человек обладает естественной свободой и имеет право на все, что может получить. Вступая в гражданское состояние, он теряет эту естественную свободу, получая взамен “гражданскую свободу и собственность на все, чем он обладает”. Естественная свобода становится гражданской свободой, обладание становится собственностью. Кроме того, “в гражданском состоянии человек приобретает моральную свободу, которая одна делает человека действительным хозяином самому себе; ибо поступать лишь под воздействием своего желания есть рабство, а подчиняться закону, который ты сам для себя установил, есть свобода”6.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «От природы к государству» з дисципліни «Теорія міжнародних відносин»