Ныне США входят в шесть коллективных военных союзов, созданных в разгар «холодной войны» в 1947 — 1960 гг.: Договор Рио-де-Жанейро (1947); Североатлантический союз (1949); Договор США с Филиппинами (1951); Договор АНЗЮС (1951); Договор США с Южной Кореей (1953); Договор США с Японией (1960.) С перспективой на 2025 г. в США ставится задача поддержания тесных связей с союзниками по НАТО, с Европейским союзом, с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, с Организацией американских государств (ОАС), с ключевыми странами на Ближнем Востоке, Дальнем Востоке, в Азии и Африке1. Американские исследователи Р. Каган и У. Кристол подчеркивают, что «международная структура безопасности представляет собой совокупность руководимых Америкой союзов»2. Главный союз — с примерно равной по мощи зоной — с Западной Европой пережил осуществление своей миссии. НАТО достаточно крепка в качестве инструмента американского контроля над западноевропейским центром. Наличие силовых возможностей открыло, по словам американского эксперта Басевича, «перспективу чистого, быстрого и приемлемого решения насущных проблем, вооруженные силы стали предпочтительным инструментом американского государственного искусства. Результатом стала обновленная, интенсифицированная — и, возможно, необратимая — милитаризация американской внешней политики»3. Как характеризует сложившееся положение американский политолог Т. Фридмен, мир поддерживается «присутствием американской мощи и американским желанием использовать эту военную мощь против тех, кто угрожает их глобальной системе... Невидимая рука рынка никогда бы не сработала без спрятанного кулака. Этот кулак виден сейчас всем»4. Полагаясь на эту мощь и наличие союзников, американские политологи делают однозначный вывод: «Соединенные Штаты являются единственным в мире государством с потенциалом гло- 1 Smith D., Corbin М., Hellman Ch. Reforging the Sward. Forces for a 21st Securitu Strategy. W., 2001, p. 26. 2 Kagan R. and Kristol W. The Present Danger («The National Interest», Spring 2000, p. 63). 3 Bacevich A. Policing Utopia. The Military Imperatives of Globalization («National Interest», Summer 1999, p. 5). 4 «The National Interest», Spring 2000, p. 53. 76 бальной проекции мощи; они способны осуществлять базирующееся на наземных плацдармах доминирование на ключевых театрах; они обладают единственным в мире всеокеанским военно-морским флотом; они доминируют в воздухе; они сохраняют способность первого ядерного удара, продолжают инвестировать в системы контроля, коммуникаций и разведки... Следует признать, что любая попытка непосредственно соперничать с Соединенными Штатами безнадежна. Никто и не пытается» 1. Доктринальное обеспечение. Условия, сложившиеся в мире после 1991 г., позволили Соединенным Штатам использовать свои вооруженные силы для целей принуждения практически без риска возмездия. Используя превосходную технологию ударов по наземным целям издалека, Соединенные Штаты свели до минимума риск ответного удара по своим вооруженным силам. Соответствующую трансформацию претерпела и разработка американской военной доктрины. Министр обороны в администрации Дж. Буша-ст. У. Перри предложил концепцию «превентивной обороны», которая предполагает «обеспечение безопасности посредством диалога с региональными лидерами и реализации более жесткой оборонительной программы»2. Но наиболее выпукло силовую основу внешней политики США осветил неожиданно рассекреченный в 1992 г. плановый документ Пентагона: «Нашей главной целью является предотвращение возникновения нового соперника, будь то на территории бывшего Советского Союза или в другом месте, который представлял бы собой угрозу, сопоставимую с той, которую представлял собой Советский Союз... Нашей стратегией должно быть предотвращение возникновения любого потенциального будущего глобального соперника»?3. Согласно определению, данному президентом Б. Клинтоном в январе 1998 г. в Национальном оборонном университете, «дипломатия и сила являются двумя сторонами одной и той же монеты»4. Государственный секретарь США М. Олбрайт обратилась к американским военным со словами, которые трудно трактовать двояко: «Какой резон иметь эту превосходную военную машину, о которой постоянно говорят военные, если мы не можем ее использовать?» Президент Дж. Буш-мл.: «Говоря в терминах мощи, наша 1 Wohlforth W. The Stability of a Unipolar World («International Security», Summer 1999, p. 18). 2 Perry W. and Carter A. Preventive Defense: A New Security Strategy for America. Washington: Brookings Institution Press, 1999, pp. 9—11. 3 «New York Times», March 8, 1992, p. A14. 4 «The National Interest», Spring 1999, p. 5. 77 страна стоит как сверхдержава в одиночестве... Вот почему мы можем проецировать мощь»1. В 2003 г. США расходуют дочти 40 процентов мировых затрат в военной сфере. Больше, чем 15 следующих за ними стран. Идеологи американской глобальной контрольной вахты не предвидят появления хотя бы примерно равного себе по мощи противника на мировой арене еще примерно двадцать лет. (В период между 2020 — 2025 гг. главным кандидатом на так называемое равное соперничество выйдет Китай — увеличение военного бюджета КНР весной 2001 г. на 17 процентов придало еще больший вес этому сценарию. Постоянно и настойчиво реализуемая китайская программа модернизации военно-воздушных сил и военно-морского флота дает основания американцам предвидеть появление соперника2.) Президент Дж. Буш запросил такой темп роста военного бюджета, который позволит к 2007 г. довести его до 467 млрд. долл. Не следует забывать, что еще до террористических атак на США президент Буш выдвинул проект создания стратегического щита вокруг Америки, что в течение примерно десятилетия полностью изменит соотношение сил между ядерными державами мира в американскую пользу. «На пути к созданию такой системы отношения между Америкой и другими крупными ядерными державами, — пишет летом 2002 г. английский «Экономист», — радикально изменятся»3. В частности, Вашингтон уже попросил Брюссель ликвидировать натовское командование на Атлантике — АКЛАНТ, поскольку американского контроля над регионом уже достаточно. Вашингтон по существу отказывается от совместного обеспечения морских путей в Атлантике. Америка все более опирается на собственные военные рычаги в данном регионе. А в целом афганская операция продемонстрировала всему миру исключительные возможности военной машины США. Особенное впечатление произвели огромные транспортные самолеты и тяжелые бомбардировщики, оснащенные приборами точного бомбометания. Открылся разрыв между техническим уровнем и возможностями США и даже высокоразвитых стран Запада, не говоря уже о всех прочих государствах. Обнажился и тот факт, что не менее 60 стран предпочли быть военными союзниками Америки, что позволило министру обороны Рамсфелду утверждать, что «миссии определяют коалиции, а не наоборот». То есть провозглашенная Америкой миссия, а не выработанная 2 Craig Smith. China Sends Its Army Money, and Taiwan a Signal («New York Times», March 11, 2001). 3 «The Economist», June 29—July 5, 2002 (Present at the Creation, p. 4). 78 огромной коалицией стратегия стала самым важным элементом системы, где США доминируют. «Неохотный шериф» превратился в решительного полицейского. Или имперского проконсула.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Военные союзы» з дисципліни «Американська імперія»