Как уже указывалось, функции консульских учреждений сводятся в основном к защите прав и интересов государства, его юридических и физических лиц. К числу таких функций относится, в частности, осуществление паспортно-визового обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации. Конституция Российской Федерации предусматривает, что каждый гражданин Российской Федерации может свободно выезжать за ее пределы и беспрепятственно возвращаться на родину. Во время пребывания за пределами страны российские граждане находятся под защитой и покровительством Российской Федерации. Консульским учреждениям предписывается обеспечивать меры по защите прав и интересов наших граждан и оказывать им покровительство в порядке, установленном национальным законодательством и международными договорами. Основными документами, по которым российские граждане осуществляют выезд из Российской Федерации и возвращение в страну признаются: паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка (удостоверение личности моряка). Паспорт выдается по письменному заявлению гражданина органом внутренних дел, а также МИД России и дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями за пределами территории Российской Федерации. Детям до 18 лет паспорт выдается по письменному заявлению хотя бы одного из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей. МИД России оформляет и выдает паспорт российскому гражданину по его письменному заявлению, поданному через организацию, направляющую его за пределы территории страны и зарегистрированную в МИД России. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 1998 г., которое определяет порядок оказания этим организациям консульских услуг (оформление и выдача паспортов, виз и т.д.) предусматривается, что регистрации подлежат организации, являющиеся юридическими лицами и действующие на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством страны. Паспорт оформляется на 5 лет. В случае если деятельность российского гражданина связана с регулярными (не реже, чем один раз в течение месяца) выездами за границу, ему по ходатайству командирующей организации может быть оформлен и выдан второй паспорт. Консульские загранучреждения выдают паспорта только с разрешения Департамента консульской службы МИД России (кроме паспортов российских граждан, постоянно проживающих за границей и состоящих на учете в консульствах). В случае утраты паспорта, в том числе дипломатического, служебного и паспорта моряка во время командировки российский гражданин имеет право получить свидетельство на въезд (возвращение) на родину по утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 1998 г. форме. Свидетельство является временным документом и выдается по письменному заявлению с приложением ряда документов (протокола или справки, выданных полицейскими органами страны пребывания, подтверждающих факт обращения по поводу утраты документа, 2-х фотографий, других подтверждающих личность документов) диппредставительством или консульским загранучреждением на срок не свыше 15 дней под расписку. Могут быть случаи направления запроса в паспортно-визовую службу органов внутренних дел Российской Федерации для уточнения данных, подтверждающих личность гражданина. В соответствии с Инструкцией о порядке консульского учета российских граждан за границей консульское загранучреждение ведет учет проживающих и временно пребывающих в его консульском округе граждан Российской Федерации. Постановка на учет осуществляется на добровольной основе. При постановке на учет граждане заполняют регистрационную карточку и предоставляют одну фотографию. Это позволяет иметь необходимую информацию и более эффективно защищать интересы и права российских граждан за пределами Российской Федерации, в том числе обеспечить избирательные права российских граждан за рубежом (при проведении референдумов, выборов в Государственную Думу и выборов Президента Российской Федерации). В случае выезда гражданина России за границу на постоянное жительство в его загранпаспорте местным органом МВД (ОВИР) делается запись «Для проживания за границей». Выше речь шла об условиях выезда граждан Российской Федерации. Их выполнение позволяет решать вопрос о получении визы на въезд в иностранное государство, если иное не предусмотрено международным договором между Россией и соответствующей страной. За получение въездных виз по дипломатическим и служебным паспортам отвечает Департамент консульской службы МИД России или представительства МИД на территории Российской Федерации. В соответствующих нотах, направляемых в иностранные посольства или консульские учреждения, указываются цель и сроки служебных командировок, оговариваются в случае необходимости причины ускоренного оформления виз (переговоры, конференции, заключение договоров и т.д.). При наличии обычного паспорта гражданин должен самостоятельно обратиться в диппредставительство или консульское учреждение иностранного государства за получением въездной визы, а также ознакомиться с иммиграционными и иными требованиями государства, в которое он планирует выехать. С некоторыми государствами заключены соглашения о безвизовых поездках граждан. Имеется ряд стран с визовым режимом, визы для въезда в которые выдаются в пунктах прибытия. В отдельные страны можно въезжать без виз, но при наличии приглашения. Со многими странами заключены соглашения о безвизовом въезде по дипломатическим и служебным паспортам. Однако следует отметить, что последнее время наметилась тенденция к отказу от ранее подписанных соглашений о безвизовом режиме въезда граждан России. Это касается прежде всего стран Центральной и Восточной Европы, стран — участниц СНГ. Особо следует осветить режим въезда в страны т.н. Шенгенской группы. Начало Шенгенскому процессу положило подписание 14 июня 1985 г. в городе Шенгене (Люксембург) Договора о поэтапной отмене контроля на общих границах между ФРГ, Францией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом. Это был крупный шаг на пути европейской интеграции. Речь шла об упразднении систем национального пограничного контроля на внутренних границах, создании единого визового пространства, обеспечении перемещения через общие границы стран-участниц людей, товаров и услуг. 26 марта 1995 г. Шенгенское соглашение вступило в силу. Наряду с указанными странами в него вошли Испания, Португалия, Австрия и Греция. 25 марта 2001 г. членами Шенгенского соглашения стали также Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия и Швеция. На внешних границах стран Шенгенской группы введены унифицированная система пограничного контроля, единая визовая практика, повседневное сотрудничество полицейских служб, а также скоординирована система правовой взаимопомощи по всем вопросам иммиграционной политики, борьбы с наркобизнесом. Действует также единая информационная система с центральным компьютером в Страсбурге, где сосредоточены сведения о лицах, чей въезд в страны ЕС нежелателен, об украденных документах, автомашинах и т.п. Эта система имеет прямую связь с национальными банками данных. Для пребывания иностранцев — нерезидентов Европейского Союза (ЕС) в стране (странах) Шенгенской группы требуется получить въездную визу единого образца, которая выдается сроком до 3-х месяцев посольством страны, рассматриваемой как основная или первая цель поездки. Отказ от выдачи визы по существу означает запрет на въезд в единое визовое шенгенское пространство в целом. При этом сохраняется возможность выдачи национальной визы одной из стран Шенгенской группы. Выдача въездных виз владельцам дипломатических, служебных паспортов и паспортов международных организаций осуществляется на основе национального законодательства. Дипломаты и приравненные к ним лица, получившие разрешение на длительное пребывание в одной из стран Шенгенской группы, пользуются правом свободно выезжать в другие страны группы на непрерывный срок до трех месяцев. После превращения Шенгенского соглашения в реальный фактор европейской интеграции и присоединения к нему практически всех стран — членов ЕС встал вопрос о его интеграции в Европейский Союз. Это случилось 17 мая 1999 г., когда вступил в силу Амстердамский договор, предусматривающий замену Исполкома Шенгенского договора Советом Евросоюза. Расширение ЕС на восток создает качественно новую ситуацию: в течение ближайших лет «визовый пояс» придвинется вплотную к границам стран СНГ, и России следует считаться с проведением в будущем более жесткой визовой политики в отношении граждан этих стран. Значительная работа консульскими учреждениями проводится в части обеспечения въезда и пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации. Порядок приема и передвижения иностранных граждан в Российской Федерации установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. Другим постановлением Правительство утвердило перечень территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан. Этот перечень имеется во всех консульских загранучреждениях и учитывается при оформлении виз. Порядок оформления и выдачи документов для въезда и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства определен Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», а также соответствующими международными договорами России с иностранными государствами. Основанием для оформления въезда иностранцев и выдачи визы является их письменное обращение в дипломатическое представительство или консульское загранучреждение, наличие действительных документов, удостоверяющих их личность, а также приглашения или надлежащим образом оформленного договора о туристической поездке, если иной порядок въезда-выезда не предусмотрен двусторонними или многосторонними соглашениями. В 1995 г. было принято Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении требований к сертификату об отсутствии ВИЧ-инфекции, предъявляемому иностранными гражданами и лицами без гражданства при их обращении за визой на въезд в Российскую Федерацию на срок свыше трех месяцев». С 1 июля 1999 г. для въезда и пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации введено условие наличия полиса медицинского страхования (на основе взаимности). Департамент консульской службы и представительства МИД России в субъектах Российской Федерации оформляют приглашения на специальных, защищенных от подделки, бланках. Они выдаются по обращениям организаций, являющихся российскими юридическими лицами, действующих на территории Российской Федерации в соответствии с ее законодательством и прошедших регистрацию в МИД России или его представительствах. Приглашения иностранных граждан для посещения Российской Федерации с целью встречи со своими родственниками или поездки по частным делам оформляются на основании анкет-приглашений, подаваемых приглашающими физическими (частными) лицами в паспортно-визовые службы органов внутренних дел Российской Федерации. Порядок оформления приглашений для этих категорий иностранных граждан регламентируется отдельной инструкцией, утверждаемой МВД России. Посещение Российской Федерации иностранными гражданами в туристических целях, в том числе и специализированный туризм (с целью лечения, обучения, на выставки, фестивали, конференции и т.п.), оформляется через лицензированные российские туристические организации. Иностранные граждане в этих случаях получают визы в консульских загранучреждениях России по предъявлению необходимых документов, включая ваучер направляющей туристической фирмы и подтверждение российской турорганизации о готовности принять конкретных иностранных граждан в качестве туристов. С 15 апреля 1999 г. введена единая форма подтверждения о приеме иностранных туристов и утвержден бланк такого подтверждения. Практикуется также такая форма визовой поддержки, как направление в консульские загранучреждения указаний о выдаче виз по каналам факсимильной и электронной почты. Консульские загранучреждения имеют право выдавать, продлевать, погашать визы на въезд в Российскую Федерацию и транзитный проезд через территорию Российской Федерации, а также вносить изменения в выданные визы. По категориям визы подразделяются на дипломатические, служебные, туристические и обыкновенные. По целям поездки виза может быть деловая, коммерческая, туристическая, на учебу. По видам визы подразделяются на въездные, въездные-выездные, выездные-въездные, транзитные. По кратности визы бывают однократными, двукратными и многократными. Российские консульские учреждения за границей оформляют служебные и обыкновенные визы на вкладных визовых бланках серии «К», туристические — на бланках серии «Т». На российской территории все недипломатические визы оформляются на бланках серии «М». Исключение составляют российские консульские загранучреждения в тех странах, где визы оформляются на специальных машиносчитываемых, снабженных защитными элементами, в том числе голограммой, бланках типа тех, которые применяются европейскими государствами — участниками Шенгенского соглашения. Эта работа проводится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 г. «О создании общегосударственной автоматизированной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов новых образцов», дополненным Постановлением Правительства от 24 января 1998 года. Транзитный проезд через территорию Российской Федерации осуществляется, как правило, без права на остановку. Транзитные визы выдаются иностранцам в тех случаях, когда они не имеют права на безвизовый транзит. Максимально разрешенный период транзитного пребывания на российской территории составляет срок до трех дней — при следовании авиатранспортом и до семи дней — при следовании морским, речным или железнодорожным транспортом. Многократные визы дают право на многократный въезд в Российскую Федерацию и соответственно выезд за ее пределы. Такие визы выдаются сроком до одного года по согласованию с Департаментом консульской службы МИД России и представительствами МИД России на территории Российской Федерации. Многократные визы дают право их владельцам пребывать на российской территории не более 90 дней при каждом въезде в страну. Групповые визы выдаются при въезде на территорию России групп иностранных граждан (школьников, военнослужащих, пенсионеров и др.) по разрешению Департамента консульской службы МИД России и представительств МИД в субъектах Российской Федерации, если иное не предусмотрено специальными соглашениями. Важное место в консульской работе занимают проблемы гражданства. Согласно новому закону «О гражданстве Российской Федерации», вступившему в силу с 1 июля 2002 г., МИД России, представительства и консульские загранучреждения отнесены к числу государственных органов, ведающих делами о гражданстве. В Российской Федерации каждый человек имеет конституционное право на гражданство. Никто не может быть принудительно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство. Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Проживание гражданина России за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства. Органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации за рубежом была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами и свободами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами Российской Федерации, международными обычаями. Они должны защищать их права и охраняемые законом интересы, а при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав граждан Российской Федерации. К числу важнейших консульских функций относятся также вопросы консульской легализации документов. Консульская легализация — это подтверждение соответствия документов законодательству государства их происхождения для использования в международном общении. Легализация представляет собой засвидетельствование подлинности подписи должностного лица и печати государственного учреждения. Легализации подлежат документы, исходящие от государственных учреждений, юридических лиц, нотариусов. Легализацию осуществляют следующие учреждения: — в России — Департамент консульской службы МИД, представительства МИД России на территории Российской Федерации в части, отнесенной к их компетенции нормативными актами. Департамент консульской службы легализует документы, составленные на территории Российской Федерации и предназначенные для использования за границей. После легализации в Департаменте документы легализуются в аккредитованном в Российской Федерации дипломатическом представительстве или в консульском учреждении того государства, на территории которого они будут использоваться. Департамент консульской службы легализует также документы, составленные дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями иностранных государств и предназначенные для использования на территории Российской Федерации; — за границей — консульские отделы дипломатических представительств, генеральные консульства, консульства Российской Федерации. Консульскими учреждениями за границей осуществляется легализация документов государства пребывания, предназначенных для использования на территории Российской Федерации. Представленные в консульское учреждение на легализацию документы должны быть сначала легализованы в Министерстве иностранных дел либо ином уполномоченном официальном учреждении государства пребывания. В подлиннике легализуются следующие российские документы: а) свидетельства о регистрации актов гражданского состояния, засвидетельствованные в Министерстве юстиции Российской Федерации; б) документы об образовании, засвидетельствованные в Министерстве образования Российской Федерации; в) документы, составленные нотариусом или при его участии. В копиях могут быть легализованы все упомянутые документы, а также иные документы, исходящие от государственных учреждений или составленные при их участии. Требования о легализации распространяются на все виды документов, связанных с правовой защитой личных и имущественных прав граждан, а также прав юридических лиц. Не требуется легализация документов, предназначенных для применения в странах, с которыми Россия заключила договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. Не подлежат легализации паспорта и заменяющие их документы; военные билеты; трудовые книжки; удостоверения личности; водительские удостоверения; документы, имеющие прямое отношение к коммерческим или таможенным операциям (счета, документы о перемещении товаров через границу, соглашения о поставке товаров и предоставлении услуг, выполнении различных работ и расчетов по ним, таможенные декларации и т.п.). Изложенный порядок консульской легализации не касается документов, которые представляются в официальные органы государств — участников Гаагской конвенции от 5 октября 1961 г., отменяющей требование легализации иностранных официальных документов. Здесь действует особый порядок: каждое договаривающееся государство назначает органы, которым предоставляются полномочия проставлять на документах единый для всех государств — участников конвенции апостиль. Апостиль удостоверяет подлинность подписи; качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ; подлинность печати и штампа, которыми он скреплен. Подпись, печать или штамп, проставляемые на апостиле, не требуют никакого заверения. Апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом подписью и печатью должностного лица его проставляющего. Он имеет форму квадрата со сторонами не менее девяти сантиметров. Заголовок «Apostille (Convention de la Haye du 5 octobre 1961)» должен быть исполнен на французском языке, сам же текст апостиля может быть составлен на официальном языке государства — участника конвенции. Наряду с легализацией документов консульские учреждения занимаются также вопросами истребования документов, нотариата и ЗАГСа. Истребование документов из российских архивов осуществляется в соответствии с Законом СССР «О порядке вывоза, пересылки и истребования личных документов советских и иностранных граждан и лиц без гражданства из СССР за границу» от 24 июня 1991г. Запросы через Департамент консульской службы МИД направляются в Государственный архив Российской Федерации, архивы субъектов Федерации, а также ведомственные архивы МВД, МИД, Министерства труда и социального развития, Министерства образования и других министерств и ведомств Российской Федерации. Не подлежат истребованию такие документы, как военные билеты, трудовые книжки, водительские права, справки о семейном положении, характеристики, личные дела из российских учреждений. Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица российских консульских загранучреждений, уполномоченные на совершение этих действий. Они совершают следующие нотариальные действия: удостоверяют сделки, кроме договоров об отчуждении недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации; принимают меры к охране наследственного имущества; выдают свидетельства о праве на наследство; выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов; свидетельствуют верность копий документов и выписок из них; свидетельствуют подлинность подписи на документах; свидетельствуют правильность перевода документов с одного языка на другой; удостоверяют факт нахождения гражданина в живых; удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте; удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии; удостоверяют время предъявления документов; принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги; совершают исполнительные надписи; принимают на хранение документы; обеспечивают доказательства; совершают морские протесты. Законодательными актами Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные нотариальные действия, совершаемые консульскими должностными лицами. Порядок совершения нотариальных действий устанавливается законодательными актами Российской Федерации. Консульские учреждения Российской Федерации за границей уполномочены осуществлять государственную регистрацию актов гражданского состояния российских граждан, проживающих за пределами территории Федерации. При этом они руководствуются Федеральным законом «Об актах гражданского состояния», Консульским уставом, методическими указаниями Министерства юстиции и Министерства иностранных дел России, положениями и нормами, содержащимися в международных договорах и соглашениях, участницей которых является Российская Федерация. Консульские учреждения Российской Федерации производят, в частности, государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени, смерти. К числу основных задач и функций консульского учреждения относится далее в пределах своей компетенции установление опеки и попечительства, осуществление функций в отношении наследства с соблюдением законодательства государства пребывания, а также представительство или обеспечение надлежащего представительства российских граждан в судебных и иных учреждениях государства пребывания. В феврале 2001 г. Россия присоединилась к Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам от 15 ноября 1965 г. и к Конвенции о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам от 18 марта 1970 г. Это позволит консульским загранучреждениям более эффективно защищать интересы российских юридических и физических лиц. За консульские действия, выполняемые как за границей, так и на территории Российской Федерации, взимаются государственная пошлина и консульские сборы. Возмещению подлежат также фактические расходы, связанные с консульскими услугами. Консульские сборы взимаются как с физических, так и юридических лиц. Ставки госпошлины установлены Законом «О государственной пошлине», а консульские сборы взимаются в соответствии с Тарифом консульских сборов, который устанавливает МИД России по согласованию с Минфином России. Консул имеет право понижать ставки консульского сбора или совсем не взимать сбор с отдельных лиц по уважительным причинам, изложенным в действующем Консульском уставе. Консульские загранучреждения оказывают содействие российским гражданам в решении вопросов, связанных с назначением государственных пенсий. Порядок назначения и выплаты пенсий определяется Федеральным законом Российской Федерации от 6 марта 2001 г., а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2002 г. «Об утверждении Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации». Важной функцией консульских загранучреждений является содействие находящимся в пределах консульского округа на территории государства пребывания военным и торговым судам под государственным флагом России, воздушным судам и их экипажам с соблюдением законодательства государства пребывания. Их права и полномочия определяются Консульским Уставом. Капитаны гражданских судов должны информировать консульские загранучреждения о заходе в порт и передавать консулу судовую роль (список команды). Консульские должностные лица имеют право вносить в нее по просьбе капитана необходимые изменения. Вопрос продления судовых документов решается в зависимости от характера документа на основании Морского регистра России . В случае кораблекрушения или аварии судна консул принимает все зависящие от него меры к спасению пассажиров, экипажа, судна и груза. Он же принимает от капитана заявление о гибели или повреждении судна или груза, заявление о морском протесте. Акт о морском протесте составляется на основании заявления капитана, данных судового журнала, а также опроса свидетелей. Акт заверяется подписью консульского должностного лица и печатью консульского учреждения. Капитану же выдается удостоверение о сделанном морском протесте и сам акт о морском протесте. Среди многочисленных задач и функций следует назвать также таможенные и санитарно-карантинные вопросы. Консульское должностное лицо обязано информировать российских и иностранных граждан, направляющихся в Россию, о порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, не предназначенных для производственной или коммерческой деятельности. В функции консульского должностного лица входит обязанность своевременно информировать соответствующие министерства и ведомства Российской Федерации об эпидемиологической, а также фитосанитарной и ветеринарной обстановке в консульском округе.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Консульские функции» з дисципліни «Дипломатична служба»