Китайская цивилизация является одной из самых древних и утонченных в мире. Владимир Малявин в фундаментальном труде «Китайская цивилизация» отмечает её необыкновенную устойчивость при поразительном разнообразии локальных (региональных) форм. Это разнообразие, сцементированное великой книжной иероглифической традицией и имперской государственностью, консолидировало народ на основе иерархического порядка (ритуала). Поднебесная в отличие от молодой западноевропейской цивилизации ума отдала предпочтение поразительно внутренней преемственности, выверенной опытом многочисленных поколений. Единство цивилизации идет не от ума или доктрины, а от безупречного доверия к силе самой жизни, одновременно наивной и бесконечно мудрой. Подданные Поднебесной ориентируются на «технику сердца», а не «технику орудий». Альфа и омега китайской мудрости заключается в инстинкте, просветленным сознанием, и сознание, примеренным с инстинктом. Ритуал по-китайски есть правильное и должное поведение, непосредственно воплощающее принципы мироздания или саму правду жизни. При имперском устройстве Поднебесной не наследственные права или личные способности давали возможность государю управлять государством. Главное было «выполнение ритуала», поэтому император сам по себе немного значил. Китайская цивилизация — это великий океан людей, где человек рождается, живет и умирает, но его глубина и «единое тело» не подвластно барьерам пространства и времени. Даже в коммунистическом Китае государство является не воплощением политической воли общества, а хранителем определенного морального порядка, не подлежащего критике или обсуждению. Власть, олицетворяющая порядок, права по определению. Поэтому китайцы в периоды трансформации не тратят время на свержение кумиров (они лишь становятся частью отечественной истории), а идут вперед без самобичевания. Как Древняя Греция – это не география, а состояние, так и современный Китай является не просто географической реальностью, а многомерным пространством, сохраняющим самобытность в условиях открытых обществ и процессов глобализации. И куда бы ни забрасывала судьба китайца, он везде создает свои «шанхаи» или «чайнатауны». Китайская цивилизация — самая протяженная во времени цивилизация, имманентно ориентированная на Великий порядок, основанный на социальной гармонии и справедливости. Иероглифическая письменность способствовала этнической консолидации и служила доказательством превосходства над другими народами. В отличие от Запада, основанного на принципах индивидуализма, Китай создал коллективистскую цивилизацию. «Китай...может преподнести миру дар. Этот дар будет счастливым соединением западного динамизма с традиционной китайской стабильностью» (Арнольд Тойнби). В современном мире китайская и индийская цивилизации представляют огромные демографические «плавильные котлы» с населением свыше миллиарда человек. Этнические меньшинства составляют менее 10 % населения Китая, но занимают 60 % территории государства. Китайскую цивилизацию с позиций евроцентризма иногда называют региональной, что является большим заблуждением. Китайская традиция всегда ставила Китай в центре мира, окруженного «варварами». В 90-е годы Китай стал четвертым полюсом экономического роста в мире, наряду с Соединенными Штатами, Японией и Германией. Китай длительное время подражал Советскому Союзу на правах «младшего брата», но при этом не отказывался от поиска собственного пути. После распада Советского Союза китайское руководство не отказалось от коммунистической модели, избрав стратегию конвергенции капитализма и социализма, интеграцию в мировую экономику с сочетанием с политическим авторитаризмом и китайскими историческими традициями. Согласно конфуцианству, социальная группа и государство важнее отдельной личности. Выделятся приоритет государства над поданными, коллектива над личность и предания над правом. Китай является единственной крупной экономикой мира, демонстрирующей многие годы высокие темпы экономического развития. За последние тридцать лет китайская экономика развивалась в несколько раз быстрее, чем человечество в целом. В 2002 году на очередном съезде Коммунистической партии была поставлена задача дальнейшего увеличения ВВП Китая в 3 раза к 2020 году. Теневая китайская экономика составляет 2/3 ВВП государства. Коррупция в меньшей степени характерна для высших эшелонов власти, а за экономические преступления широко применяется смертная казнь. Китай формирует новое мировое экономическое сообщество, получившее название Большой Китай. Согласно цивилизационной традиции, все представители китайской диаспоры де-факто являются гражданами Китая. Большая родина никогда от них не отказываются, даже если они получили гражданство других стран. Коммунистическая партия приняла решение о приеме бизнесменов и эмигрантов в партию. В свою очередь, китайские предприниматели из диаспоры в полной мере осознают себя частью Китая. Не случайно, не менее 75 % иностранных инвестиций в Китай осуществляет китайская диаспора. Большой Китай включает Китай-Континент, Китай-Остров и Китай-Диаспору. В островной Китай входят Тайвань, Гонконг, Сингапур и другие «острова». На северо-востоке и северо-западе создаются новые «острова». Здесь формируются «трансграничные экономические регионы» с территориями сопредельных государств. Северо-Восточный трансграничный регион со столицей Харбин включает кроме китайских провинций, российский Дальний Восток, где Москва демонстрирует полную неспособность успешной трансформации местной экономики. Северо-Западный трансграничный регион со столицей Урумчи включает китайскую провинцию Синьцзян и бывшие советские республики Средней Азии. Эти интернациональные регионы позволят вовлечь в китайскую экономику крупномасштабные сырьевые ресурсы сопредельных стран. Возмоно, трансграничный регион будет создан в Юго-Восточной Азии с опорой на китайскую провинцию Гуандун со столицей в Гуанджоу. Таким образом, проявляется китайский прагматический экономический регионализм, в отличие от европейского трансграничного регионализма (еврорегионов). Китайская диаспора выделяется исключительной экономической и интеллектуальной мощью, сопоставимой с континентальным Китаем. Китайские диаспоры, всегда осознающие связь с материковой прародиной, оказали влияние на становление и эволюцию многих народов Азиатско-Тихоокеанского региона.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Китайская цивилизация» з дисципліни «Глобалістика»