Американская империя представляет транснациональный империализм, пришедший на смену территориальной империи. Это система международных отношений, ставшая возможной после распада Советского Союза, характерна принятием основных глобальных решений в Вашингтоне. Во внешней политике Америки материальные прагматические интересы доминируют над моральными ценностями. Миролюбивые американцы, выступая против войн, стали использовать полицейские функции вооруженных сил для достижения «благородных» целей. Имперская идеология присутствует в американской истории от «империи свободы» Томаса Джефферсона до современных политиков. Становлению Американской империи посвящен фундаментальны одноименный труд российского историка Анатолия Уткина, по мнению которого идеологами империи являются бывший советник президента по национальной безопасности Збигнев Бжезинский, бывший государственный секретарь Генри Киссинджер и бывший руководитель отдела планирования госдепартамента Самюэль Хантингтон. Все трое вышли из Гарвардского университета — цитадели западной политической мысли и являются поклонниками классика традиционной геополитики сэра Халфорда Макиндера. Наиболее последовательным сторонником традиционного геополитического подхода является Бжезинский, тогда как Хантингтон представляет новейшую цивилизационную геополитику. Бжезинский в книге «Геостратегическая триада» (2001) определяет Соединенные Штаты как имперского гегемона, призванного блокировать «дугу нестабильности» в Юго-Восточной Европе, Центральной и Южной Азии, Ближнем Востоке и Персидском заливе. При этом следует пресекать попытки создания евразийских группировок, способных бросить вызов США. Контроль зоны Персидского залива, где сконцентрировано половина мировых запасов нефти, позволяет оказывать влияние на Западную Европу, Японию и Китай, зависящих от поставок энергоресурсов. По мнению крупного теоретика внешней политики Киссинджера, стабильность и процветание мира зависит от безусловного лидера на вершине пирамиды мирового порядка. Система мирового порядка на основе баланса сил порождает соперничество с непредсказуемыми последствиями, поэтому: «Для огромного большинства человечества и в наиболее продолжительные периоды истории империя была самой типичной формой правления. У империй нет необходимости в сохранении баланса сил. Они не нуждаются в системе международного сотрудничества. Именно так Соединенные Штаты осуществляли свою политику в Западном полушарии, а Китай во всей истории Азии».** Имперская идеология заложена в современной американской политической системе, особенно во взглядах неоконсерваторов. Вероника Шарова в статье «Неоконсерватизм как теоретическая основа системы Pax Americana» (2004) дает следующую характеристику американского неоконсерватизма. Республиканская партия объединяет, прежде всего, англосаксонскую элиту. На протяжении первых полутора веков существования Америки официальные посты занимали только англосаксы, затем в Белый дом пришли представители немецкой и ирландской общин. Во внешней политике США наряду с исключительным прагматизмом играет идеология неоконсерватизма, ставшей доминирующей силой Республиканской партии. Консерваторы предпочитают знакомое неизведанному и рассматривают перемены как угрозу идентичности. Неоконсерваторы вместо прошлого акцентируют внимание на активное отношение к будущему. Наиболее известный неоконсервативный автор Френсис Фукуяма в известном труде «Конец истории и последний человек» выражает обеспокоенность будущим капитализмом, лишенного содержательно-нормативного обоснования. Неоконсерваторы, будучи «моралистами от политики», проецируют принципы частной морали на внешнюю политику. Они стремятся преобразить мировой порядок по образу и подобию США, предварительно уничтожив всех её врагов. Во внешней политике республиканцы отдают предпочтение геополитическому прагматизму — реализму во внешней политике, исходящей из собственных эгоистических и прагматических интересов государства. Они рассматривают Америку в качестве глобального полицейского, который периодически отправляется в «крестовый поход» под девизом «безграничной справедливости» на борьбу то с «империей зла» то с «осью зла». Республиканцы не являются приверженцами глобализации и выступают против «создания мирового правительства». Республиканские прагматики отдают приоритет распространению в мире американских ценностей свободного предпринимательства и для этого готовы отстаивать интересы отечественного капитала с позиций военной силы в «зонах жизненных интересов», включая нефтедобывающие районы Персидского о залива. Демократическая партия объединяет пестрые этнические меньшинства. Демократы являются сторонниками глобализации и создания мирового правительства. Либеральная идеология партии в отличие от неоконсерватизма республиканцев направлена на распространение ценностей демократии и прав человека по всему миру. Демократы убеждены, что этнонациональных «плавильный котел» рождает «национальный миф» и интегрирует американскую культуру и способствует последовательной внешней политике. Они рассматривают Америку в качестве глобального социального работника и выступают за глобализации и создание «мирового правительства». Политические оппоненты демократов обращают внимание, что «плавильный котел» не состоялся, а мультикультурализм серьезно подрывает американскую идентичность и национальную волю. Мировой порядок не устанавливается добровольно. Геополитика в век глобализации не отмирает, а «Большие пространства» вновь выигрывают битву за новый мировой порядок.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Мировая империя или «одинокая сверхдержава»» з дисципліни «Глобалістика»