На науку и образование американцы выделяют ежегодно больше средств, чем остальные государства «большой семерки». Америка является основным источником мирового технического прогресса. В начале столетия на Соединенные Штаты приходилось 40 % мировых расходов на научные и опытно-исследовательские работы (НИОКР), тогда как доля ЕС составляет 26 %, а Япония — 15 %. Число научных работников в США составляет 26 % занятых в мировой науке (ЕС 22 %, Япония 16 %). На США приходится 30 % мировых научных публикаций (ЕС 34 %, Японию 9 %). Расходы на американскую науку и высшее образование составляют 5,3 % расходной части бюджета, тогда как в ЕС — 3,2 %. Из 20 университетов и других вузов мира, давших лауреатов Нобелевской премии, 17 находится в Америке. За последние пятьдесят лет американцы получили 176 Нобелевских премий в области медицины, физики и химии. В 2002 г. в США обучалось 586 тыс. (в странах ЕС – 450 тыс.) иностранных студентов, которые являются потенциальными носителями американских ценностей по всему миру. Плата за обучение иностранных студентов является важным источником доходов вузов. Американские университеты получают по этой статье в год свыше 13 млрд. долларов. Среди элитарных американских университетов можно назвать следующие: · Гарвардский университет (Кембридж, близ Бостона в штате Массачусетс), бюджет 2 млрд. долларов, из Гарварда вышло 6 президентов США и 40 лауреатов Нобелевской премии; · Принстонский университет, из Принстона вышло три президента США; · Йельский университет, окончил Буш-младший; · Стэндфордский университет (близ Сан-Франциско, Калифорния), бюджет 2,4 млрд. долларов при 10 тысяч студентов, государственный секретарь США Кондолиза Райс была ректором университета; · Колумбийский университет (Нью-Йорк), бюджет 2,4 млрд. долларов и 19 тыс. студентов. Глобальная мощь Америка заключается, прежде всего, в передовых информационно-коммуникационных технологиях. До саморазрушения Советского Союза в мире существовало параллельно западная и советская технологические пирамиды, которые были принципиально технологически несовместимы на верхних, сложных уровнях. Советский Союз успешно воровал с помощью технической разведки западные технологические новинки, но не смог обеспечить их масштабное и эффективно применение. Обратимся к характеристике мировой технологической пирамиды, описанной Михаилом Делягиным в книге «Мировой кризис. Общая теория глобализации» (2003). Усложнение продукта путем повышения степени его индивидуализации делает его менее однородным, повышает уникальность и расширяет возможности производителя по контролю за рынком сбыта. Рыночная сила производителя определяется эффективностью используемых технологий и возрастает по мере движения от однородных через сложные товары к уникальным товарам. Выделяется пять уровней мировой технологической пирамиды: · Самым влиятельным субъектом современной мировой экономики является разработка новых технологических принципов, на основе которых формируются технические и поведенческие стандарты, дающие фантастические конкурентные преимущества. Эти преимущества обеспечивают такие высокие прибыли, что позволяет говорить о научно-технической (геоэкономической) ренте. Примером наиболее успешного практического воплощения главных технологических принципов является стратегическое планирование и кризисное управление. Их освоение приводит на второй «этаж» технологической пирамиды. · На втором уровне происходит практическое воплощение новых принципов в уникальные товары путем создания и тиражирования самих производственных технологий («ноу-хау»). · Третий уровень представлен уникальными потребительскими товарами, производством оборудования и услуг, поступающих на мировые рынки под контролем производителя. · Четвертый уровень представлен производством просто сложных однородных товаров, на которое ориентируются многие экспорно-ориентированные страны. · Пятый уровень образует фундамент пирамиды из однородных «биржевых», преимущественно сырьевых товаров. Эти рынки контролируются потребителями и являются наименее стабильными. Каждый более низкий уровень обеспечивает более высокий сырьем или полуфабрикатами. Конечная исчерпаемость многих энергетических и других ресурсов и возможность извлечения приводной ренты часто обеспечивает бизнесу более высокую эффективность на пятом «этаже», чем на предыдущем. Технологически простая добыча нефти выгоднее производства, например, автомобилей. Однако это исключение действует только в кратко- и среднесрочной перспективе. И, как подчеркивает Делягин, использование более сложных технологий само по себе преобразовывает общество, улучшает управление и повышает его конкурентоспособность. Поэтому в долгосрочной перспективе ориентация на даже прибыльные простые технологии (добычу, например, нефти) способствует проигрышу в глобальной конкуренции. Каждая национальная экономика привязана преимущественно к одному из уровней технологической пирамиды, создающей основу международного разделения труда. На верхнем «этаже» технологической пирамиды находятся Соединенные Штаты и частично, Великобритания и ряд других высокоразвитых стран. Здесь происходит концентрация ресурсов на наиболее эффективных видах бизнеса, связанных с созданием новых технологических принципов. Менее эффективные производства с помощью инструмента глобальной конкуренции сбрасываются в другие страны, вплоть до отставания американских производителей на втором и третьем «этажах» технологической пирамиды от зарубежных конкурентов. Например, США уступают ЕС по качеству систем мобильной связки и производству автомобилей, Японии — в автомобилестроении и по целому ряду информационно-компьютерных технологий. Информатизированной американской экономике нет необходимости производить лучшие в мире автомобили или компьютеры, так как она обладает более эффективным способом зарабатывания денег. Переработка созданных на первом уровне технологической пирамиды технологических принципов в практически применимое «ноу-хау» осуществляют филиалы ТНК в развитых странах, в основном в странах «большой семерке». Таким образом, на втором уровне расположены государства, которые классифицируют в международных экономических отношениях как развитые. Остальные страны, расположенные на третьем – пятом технологических уровнях, способны лишь воспринимать и реализовывать технологии. По мере устаревания технологии передаются все менее развитым странам. В прошлом каждая страна могла подниматься вверх по технологическим уровням, в условиях глобализации ситуация изменилась. Восхождение по уровням технологической пирамиды или затруднено, а со второго уровня заблокировано доминирующим американскими технологиями.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Колыбель мировых технологий» з дисципліни «Глобалістика»