Михаил Делягин в труде «Мировой кризис» описывает основные принципы теории глобальной конкуренции. Это конкуренция эпохи глобализации, ведущаяся в условиях доминирования мировых монополий, на объединяющихся рынках не только экономическими методами. Она носит жесткий всеобъемлющий характер и ведет к деградации слабейших участников. В международных отношениях «дружба существует между народами, а между обществами и странами доминирует конкуренция». Глобальная конкуренция приобретает межцивилизационный характер. В долгосрочной перспективе глобальная нестабильность будет возрастать. Экспансия является неотъемлемой чертой рыночной экономики: цели развития доминируют над целями сохранения status quo. Соединенные Штаты имели во Второй мировой войне стратегическую цель — обеспечить свободный доступ национально экономике к новым рынка сбыта за счет разрушения политических барьеров и деколонизации. Новый экономический порядок создал условия для глобальной конкуренции, где победили американские монополии. При прогнозировании экономического развития России и других восточноевропейских стран учитываются в основном внутренние факторы и ресурсы. Влияние мировой экономической, политической и информационной среды игнорируется или слабо учитывается, что превращает традиционное прогнозирование в опасный инструмент самоуспокоения. В начале двадцатого столетия мировая экономика достигла исключительно высокой интеграции, к которой системы политического управления оказались не готовы. В результате устранения внутренних барьеров на рынках обострилась конкуренция между развитыми странами, что явилось одной из причин развязывания Второй мировой войны. После войны экономический рост обеспечивался за счет дальнейшего преодоления сегментации мирового рынка, пока окончание холодной войны не покончила с ней окончательно. Однако новая интеграция преимущественно на рынке информационных услуг породила новые непреодолимые проблемы и новую волну сегментации между успешными и неразвитыми странами — между богатым «золотым миллиардом» и бедными. Рост эффективности информационных технологий привел к классическому «кризису перепроизводства» информационных услуг и структурному кризису мировой экономики. Суммарные инвестиции (друг в друга) Соединенных Штатов, Европейского Союза, Японии и других стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (Парижский клуб) обеспечивают 95 % общего объема прямых иностранных инвестиций. Такая самоизоляция лишает их новых рынков сбыта. Наблюдается «информационное перепроизводство» в условиях неожиданно возросшей ограниченности емкости глобальных информационных рынков. Зависимость Запада от остального мира ограничена преимущественно энергетическими и трудовыми ресурсами. Среди последних предпочтения отдаются интеллектуальным ресурсам и ресурсам для компенсации демографического кризиса. Расширение глобальных рынков сдерживается бедностью населения и социокультурными барьерами в развивающихся странах. Технологии пропаганды и даже обработки информации не всегда воспринимаются при другой цивилизационной парадигме. Ограничение рынка сбыта ведет к сокращению притока ресурсов для дальнейшего прогресса информационных технологий Запада. Это в свою очередь порождает внутренние проблемы и частичную маргинализацию среднего класса в развитых странах, где система социального обеспечения, особенно в США, ориентирована, в конечном счете, на фондовый рынок. Кризис «цифрового неравенства» между богатыми и бедными странами, возможно, преодолеть за счет качественного удешевления и упрощения доминирующих технологий. Глобальная конкуренция ведется разнородными субъектами, преследующими несопоставимые цели и действующие различными методами. Активными и влиятельными участниками глобальной конкуренции стали многочисленные негосударственные и внеэкономические организации, в том числе: · мировые цивилизации, · транснациональные корпорации, · неправительственные организации, · отдельные регионы, · религиозные организации, · экологическое движение, · антиглобалистское движение, · преступные организации, · криминальный бизнес, · спецслужбы и др. Однако их деятельность в большинстве случаев взаимоувязана с государственной политикой. Американская администрация целенаправленно создавал неправительственные организации для развития демократии и «гражданского общества» как форпосты своего влияния в отдельных регионах мира.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Глобальная конкуренция» з дисципліни «Глобалістика»