ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Геополітика » Історія світової цивілізації

Глобализация и ведущие цивилизационные центры современности
Как видим, процесс глобализации чреват новыми проблемами не только в экономическом, социальном, культурном или экологическом, но и в политичес­ком отношении. Оформившийся в качестве системообразующего центра чело­вечества Запад, Североамериканско-Западноевропейский цивилизационный мир в настоящее время, после краха СССР, занял господствующее место в совре­менном мире и, естественно, делить его ни с кем не собирается. Остальному человечеству он предлагает, а по существу — навязывает те программы разви­тия, которые выгодны ему самому. Речь прежде всего идет об утверждении господства рыночных отношений при открытости экономических границ, а также тех квазивестернизованных политических систем, через которые Запа­ду наиболее удобно реализовывать свои интересы в различных регионах мира.
Однако в своих собственных рамках Запад с начала 30-х гг. XX в., в соот­ветствии с экономическим учением Дж. Кейнса, переориентировался на соче-
Глобализация как феномен цивилизационного развития 681
тание по принципу дополнительности рыночных и государственных регулято­ров, выведя из прямой зависимости от рыночной конъюнктуры социальную сферу, развитие фундаментальной науки, короче, все то, что необходимо для успешного развития общества в современных условиях, но не может быть обес­печено в рамках сугубо товарно-рыночных отношений. Эффект ускоренного развития был определен именно дополнением традиционных рыночных меха­низмов самоорганизации экономики государственно-административными ре­гуляторами, что позволило правительству Ф.Рузвельта вывести США из Вели­кой депрессии, а затем европейским государствам и Японии восстановить и превзойти свой довоенный потенциал в кратчайшие сроки.
Успехи Запада, в частности победа в "Холодной войне" и установление безраздельного доминирования на планете в последнем десятилетии XX в., создали у многих впечатление безальтернативности западной модели глоба­лизации. В идиллическом варианте это было высказано в концепции "конца истории" Ф. Фокуямы, в критическом — А.А. Зиновьевым в антиутопии "Гло­бальный человек".
Однако понимание "конца истории" в качестве утверждения безальтерна­тивного доминирования на планете Запада уже в начале 90-х гг. вызвало весо­мые контраргументы, в частности, со стороны 3. Бжезинского. Они сводились, прежде всего, к тому, что западный эталон вовсе не является привлекательным для всех обществ планеты, о чем свидетельствует рост в различных ее частях фундаменталистских и националистических настроений, не говоря уже о том, что для огромного большинства человечества он попросту недосягаем.
Новые контуры мирового противостояния наметил в своей концепции "стол­кновения цивилизаций" С. Хантингтон, четко определивший Китай и Мусуль­манский мир в качестве реальных антагонистов и противовесов Западу. Подоб­ные идеи развивает и 3. Бжезинский, рассматривающий Центральную Азию в качестве "большой шахматной доски".
В данном случае нет возможности сколько-нибудь обстоятельно остано­виться на вопросе о том, в какой мере страны ислама, Индия, но в первую очередь Китай, способны стать реальной альтернативой Западу в обозримом будущем. Однако многое позволяет предполагать высокую степень вероятно­сти мирового развития именно в этом направлении. Об этом позволяет гово­рить прежде всего способность стран конфуцианско'буддийского, Китайско-Дальневосточного мира удачно адаптировать передовые достижения Запада на основании собственных фундаментальных принципов и традиций. Сперва это продемонстрировали Япония, Южная Корея и Тайвань. В последние два десятилетия это показывает Китай, стремительно превращающийся в одного из мировых лидеров.
Создается впечатление, что в ближайшие десятилетия в глобальном масш­табе будут конкурировать два центра опережающего развития: Североатлан­тический и Дальневосточный с их внутренним членением, прежде всего, на Северную Америку и Объединенную Европу, с одной стороны и на Китай и Японию — с другой. Свои формы синтеза традиционных ценностей и запад­ных достижений вырабатывают, пока еще не демонстрируя успехов, сопоста­вимых с японскими и китайскими, Индия и некоторые страны мусульманского Востока (похоже, прежде всего, сверхконсервативные монархии Аравийского полуострова).682
Западная цивилизация, макрохристианскии мир и глобализирующееся человечество

Глобализация как феномен цивилизационного развития 683
J Д І — Макрохристианский цивилизационный мир (в составе Западноевропейски-Североамерикан­ской цивилизации с ее анклавами, Православно-Евразийской и Латиноамериканской цивилизациями)
• В г — Китайско-Дальневосточный цивилизационный мир (в составе Китайско-Восточноазиат-
ской и Японско-Дальневосточной цивилизаций)
I — Западноевропейски-Североамериканская /Западная) цивилизация и ее составные:
1-1 — Западно-Центральная Европа
1-2 — Северная Америка
1-3 — Южноафриканский анклав Запада
1-4 — Австралийско-Новозеландский анклав
II — Православно-Евразийская цивилизация
III — Латиноамериканская цивилизация
IV — Мусульманско-Афразийская цивилизация
IV-1 — Арабско-Средиземноморский регион IV-2 — Иранско-Средневосточный регион IV-3 — Суданский регион ГУ-4 — Малайско-Индонезийский регион
V — Индийско-Южноазиатская цивилизация
V-1 — Индийский регион
V-2 — Буддийско-Юго-Восточноазиатский регион
VI — Китайско-Восточноазиатская цивилизация
VII — Японско-Дальневосточная цивилизация
VIII — Тропическая Африка как квазицивилизация
Карта 20. Цивилизационная структура современного мира
В более сложной ситуации оказываются государства Черной Африки, Латинской Америки и Постсоветской Евразии, до сих пор не нашедшие сво­его эффективного пути в информационно-технотронное общество, на ста­дию которого уже вышли передовые страны Запада и Дальнего Востока. Найти такой путь, особенный для каждого цивилизационного региона пла­неты, — важнейшая задача наших государств. Но успех на этом пути нико­му заранее не гарантирован, и наши шансы на успех, с учетом потерь после­дних лет, не так уж высоки.
Таким образом, сегодня, в условиях глобализации/ человечество стоит пе­ред альтернативой. Одна возможность — создание однополярного (западно-центристского) мира с квазивестернизацией (при эксплуатации, истощении и обезличивании) всех прочих регионов планеты и прежде всего исторически наиболее тесно связанных с Западом — Латинской Америки, Черной Африки и Постсоветской Евразии. Вторая возможность — образование биполярного или (в более отдаленной перспективе) многополюсного мира при ограничении гегемонии Запада со стороны, в первую очередь, стран Китайско-Дальневос­точного круга, а затем также Мусульманско-Афразийской и Индийско-Южно­азиатской макроцивилизационных систем. В этом плане свою роль может сыг­рать и Россия. Однако опасность со стороны Мусульманского мира, а в перс­пективе и Китая, объективно определяет курс российского руководства на сбли­жение с Западом, ставший после 11 сентября 2001 г. почти демонстративным.
Какой из этих двух альтернативных вариантов будет реализован — покажет будущее. Однако и сейчас можно утверждать, что каждый из них по своей сути684 Западная цивилизация, макрохристианский мир и глобализирующееся человечество
контраверсивен и чреват не менее тяжелыми испытаниями, чем те, что челове­чество пережило в XX в.
Стремительное развитие событий в последней четверти XX в. показало, что глобализация вовсе не ведет к гармонизации жизни на планете. Биполярная система времен "Холодной войны" оказалась недолговечной, и крах СССР ак­туализировал традиционное для второй половины прошедшего тысячелетия противостояние Запада (возглавляемого теперь США) и прочего человечества, в частности Мусульманского мира (в лице политических режимов и обществен­ных движений фундаменталистского толка) и Китая. Вместо фокуямовского "конца истории" при условиях мирового господства западных ценностей, фак­тически же — Запада как такового (что, при резко негативном отношении к такой перспективе, предвещается и А. А. Зиновьевым) наблюдаем, скорее, тен­денцию к хантингтоновскому "столкновению цивилизаций".
Как минимум, в среднесрочной перспективе Запад еще будет господствовать на планете. Крах СССР засвидетельствовал бесперспективность системы тота­литарно-патерналистского, государственного регулирования всех сфер жизни. Однако идея безальтернативности "западнического" будущего не представляет­ся убедительной. Достаточно взглянуть хотя бы на Китай двух последних десяти­летий. На наших глазах он превратился в одну из ведущих мировых сил с широ­кими перспективами дальнейшего развития. Основными составляющими взлета Китая стали, во-первых, обеспечение внутриполитической стабильности, открыв­шей (при прочих благоприятствующих тому факторах) мощный приток иност­ранного капитала и современных технологий; продуманная адаптация передо­вых иностранных технологических достижений на собственном, традиционали­стском (при частичном сохранении коммунистической фразеологии) цивилиза-ционном основании; и, в-третьих, умелое соединение государственных (распро­страняющихся и на работающие в стране компании с иностранным капиталом) и рыночных регуляторов экономической жизни. Подобный шанс в СССР был утрачен еще в 60-х гг. с крахом реформистских начинаний А.Н. Косыгина — крахом, обусловленным политическими, а не экономическими причинами.
С подъемом Китая и значительного количества других стран Азиатско-Тихо­океанского региона, при запрограммированной на продолжительное время дегра­дации или, по крайней мере, стагнации постсоветского пространства, цивилизаци-онная структура человечества приобретает принципиально новые формы. В гло­бальном измерении видим два опережающих центра развития человечества: Се­вероатлантический (с североамериканско-западноевропейским дуализмом) и Вос-точноазиатский (с дуализмом китайско-японским).
Эти центры опережающего развития все больше соответствуют друг другу в научно-техническом отношении, но базируются на различных традиционных со­циокультурных основаниях. Во главе утла Западной цивилизации — либерализм, который с конца XIX в., а в особенности с 30-х гг. XX в. дополнялся социал-демократическими ценностями (и соответствующей практикой) социальной под­держки и социального партнерства. В основе же Дальневосточного цивилизаци-онного типа — патернализм, при широком восприятии (начиная с Японии конца XIX в.) элементов либерально-рыночной экономики и парламентаризма.
В обоих случаях, как убедительно показал Ю.Н. Пахомов, уравновешенное и продуманное взаимодополнение традиционных для Запада и Востока фундамен­тальных социокультурных принципов дает продуктивный эффект. Односторон-Глобализация как феномен цивилизационного развития_______________________________685
няя же ориентация лишь на частно-рыночную или государственно-централизо­ванную регуляцию ведет к катастрофе, которой едва смог избежать Запад (за­платив за это Мировым экономическим кризисом 1929 г., Великой депрессией, угверждением нацистского режима в Германии и Второй мировой войной) и что привело к краху СССР и подвело Китай (после "большого прыжка" и "культур­ной революции") к рубежу существования в начале 70-х гг. XX в.
По сравнению с Западом и ведущими странами Дальнего Востока прочие регионы — Мусульманский мир, Индия, государства Латинской Америки и Тропической Африки — еще не демонстрируют по-настоящему эффективных форм адаптации передовых технологий и социокультурных форм к собствен­ным цивилизационным основаниям. Это следует констатировать и относитель­но Украины и России, Казахстана и Белоруси.
Данная ситуация выглядит тем более трагически, что при условии стагнации, а то и прямой деградации подавляющего большинства латиноамериканских, ев-разийско-постсоветских и тропически-африканских стран и высоких темпах развития западных и передовых дальневосточных государств шансы догнать мировых лидеров у первых уменьшаются на глазах. Для большинства стран и народов мира отставание становится непреодолимым. Все усиливающееся нара-венство в темпах развития и качестве жизни, при условиях обострения мирово­го экологического кризиса, исчерпания природных ресурсов планеты, беспо­мощности международных организаций, начиная с ООН, представляется наи­большей угрозой для развития глобализировавшегося человечества XXI в.
Таким образом, отмечавшаяся корифеями философско-исторической мысли последней четверти прошедшего тысячелетия общечеловеческая интеграция при ведущей роли и под эгидой Запада в целом осуществилась. В этом отношении многие базовые идеи К. Маркса, М, и А. Веберов, А.Дж. Тойнби и других мысли­телей этого плана своей актуальности и даже, в определенной мере, эвристичес­кой функции не утрачивают. Между тем приходится констатировать, что, пре­дусматривая глобализацию, они явно недооценивали ее негативные для боль­шинства человечества последствия. Менее всего этот упрек относится к прозре­ниям самого большого среди них пессимиста — О. Шпенглера.
Между тем, на наших глазах в мире складывается новая цивилизационно-геополитическая комбинация, при которой отдельные великие цивилизации, прежде всего Китайская и Мусульманская, сознательно становятся в оппози­цию к Западу, при том что в отличие от второй Китай (как до него — Япония и Южная Корея с Тайванем) демонстрирует образец продуктивного синтеза соб­ственных традиционных оснований с наиболее передовыми технологическими и многими другими достижениями современности. В последние годы позитив­ные тенденции такого плана отмечаются в Индии. Этого, к сожалению, пока нельзя сказать относительно вчерашних социалистических государств тради­ционно православных народов.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Глобализация и ведущие цивилизационные центры современности» з дисципліни «Історія світової цивілізації»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аэродинамическая труба
Модель оцінки дохідності капітальних активів (САРМ)
Мова HTML
РЕСУРСНЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ІНВЕСТИЦІЙНОГО ПРОЦЕСУ
Аудит витрат на поліпшення необоротних активів


Категорія: Історія світової цивілізації | Додав: koljan (12.05.2013)
Переглядів: 910 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП