Южная Америка - крупнейшая часть Латинской Америки, целый материк площадью 17,65 млн. км2 (площадь принадлежащих Южной Америке островов - 0,57 млн. км2). Южноамериканские страны объединяют общие черты их исторического развития, однотипность его основных этапов, сходные черты стоящих перед ними проблем. И в то же время между ними имеются существенные различия экономического, социально-политического, этнического и языкового характера. Они значительно отличаются друг от друга размерами территории, численностью населения, природно-ресурсным и экономическим потенциалами. В этом субрегионе выделяют Андские страны (Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия, Чили), Лаплатские страны (Аргентина, Уругвай, Парагвай), своеобразный "Гвианский треугольник" (Гайана, Суринам и Французская Гвиана) и Бразилию, "государство-континент", занимающее в Южной Америке особое место. Кроме того, к субрегиону относятся Фолклендские (Мальвинские) острова. Самое крупное государство в Южной Америке - Бразилия -занимает территорию в 8,5 млн. км2, т. е. примерно половину всей площади материка, является одним из самых многонаселенных стран мира (около 161 млн. чел. в 1996 г.). Бразилия - федеративная президентская республика, состоящая из 26 штатов и одного федерального округа, в котором расположена столица -город Бразилиа. Президент республики совмещает в одном лице полномочия главы государства, правительства и верховного главнокомандующего. В соответствии с классификацией ООН Бразилия относится к группе новых индустриальных стран. В первой половине 1990-х гг. она выдвинулась по объему ВВП (около 375 млрд. долл. в 1992 г.) на десятое место в мире и на восьмое - среди государств рыночной.экономики, непосредственно следуя за ведущей "семеркой". В последние десятилетия, несмотря на определенные трудности и противоречия, Бразилия идет по пути политических и социально-экономических преобразований, укрепления буржуазно-демократических форм правления. Возрастает международное экономическое и политическое значение страны. В этом отношении представляют интерес различные точки зрения на ее геополитический статус, ее "опорные" ориентиры во внешнем мире. Так, с точки зрения т. н. "изоляционистов", Бразилия остается региональной державой, что означает концентрацию внимания на ее связях со странами Южной Америки, сдержанное отношение к расширению деятельности страны в международных институтах, прежде всего в ООН. Другая группа политологов, т. н. "глобалисты", представляют Бразилию как потенциальную мировую державу, и внешнюю политику они считают одним из средств решения внутренних проблем. 272 ГЛАВА XIX. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА АМЕРИКИ 9. 3. Латинская Америка 273
С этой точки зрения немаловажное значение может иметь стратегическое партнерство Бразилии и России, которое отвечает долгосрочным интересам обоих государств. Как отмечает доктор исторических наук А. Володин,"российско-бразильские отношения имеют неплохие перспективы вписаться в общую концепцию внешнеполитической деятельности Бразилии, одним из основных принципов которой в настоящее время является созидание и функционирование новых блоков и коалиций, уже не связанных с белыми полюсами противостояния Восток-Запад или Север-Юг" 10. При этом обращается внимание на черты сходства Бразилии и России, например, на их сопоставимость по таким показателям, как размеры территории и численность населения, основные индикаторы социально-экономического развития, значительная неравномерность развития отдельных регионов страны. Бразилия и Россия имеют известное сходство политической истории. А. Володин считает, что взаимодополняемость стратегических интересов двух стран может, предположительно, реализовываться по следующим направлениям: а) Бразилия и Россия - естественные или потенциальные со юзники в стремлении к многополюсному миру, имеют возмож ность участвовать в многочисленных коалициях в своем стрем лении к новому международному порядку; б) активное взаимодействие с т. н. "первым миром", то есть со "старыми" высокоразвитыми странами; в) расширение круга стран, ответственных за принятие наиболее значимых для мира решений (конкретно речь идет о расширении состава стран - постоянных членов Совета Безопасности ООН - за счет таких государств, как Бразилия), повышение роли ООН п. В новейшей политической истории Андских стран было немало сложных периодов потрясений, диктаторских и им подобных режимов, ярким примером которых является режим военной хунты генерала Аугусто Пиночета', который находился у власти в Республике Чили в 1973-1989 гг. Генерал А. Пиночет пришел к власти в результате организованного им военного переворота, сверг законно избранного президента страны социалиста Сальвадора Альенде (погибшего во время переворота), ограничил политические свободы граждан. Но, как считают специалисты-политологи, установленная в Чили диктатура "не была тоталитарной. Пиночет не собирался предлагать чилийцам грандиозного плана всеобщего равенства, не звал их за собой в царство невиданной свободы. Целью переворота было возвращение к нормальному эволюционному движению страны по хорошо известным дорогам рыночной экономики". Социалистические эксперименты Альенде привели к нарушению естественного хода вещей, к разрухе и обнищанию чилийцев; Альенде решал демократическими средствами неосуществимую (тоталитарную по своей природе) задачу. Поставленной перед обществом цели никак не соответствовали методы ее достижения, что делало поражение Альенде неминуемым. Пиночет просто воспользовался ситуацией широкого недовольства и захватил власть, удержать которую законный президент был не в состоянии" 12. Так или иначе, но 11 сентября 1973 г. в Чили произошел самый жестокий и кровавый в истории континента военный переворот, стоивший жизни (в это время и в первые послеперево-ротные годы) многих тысяч чилийцев. В последние десятилетия у власти в Чили находится демократическое правительство, которое считает своей главной задачей содействие процессу национального примирения и обеспечение гражданского мира в стране. В группе Лаплатских стран наиболее длительный период репрессивной диктатуры во второй половине XX в. пережил Парагвай, где в течение 35 лет (!), с 1954 по 1989 гг., правила диктатура генерала Альфредо Стресснера. За эти годы в стране более 12 тыс. человек погибли или пропали без вести, более 400 тыс. прошли тюремные застенки. В феврале 1989 г. в результате государственного переворота Стресснер был смещен, однако устранение диктатуры отнюдь не означает полного демонтажа авторитарного режима, основы которого не искоренены. Исследователи латиноамериканских стран обращают внимание на то, что "синдром авторитаризма и преклонение перед сильной властью пока еще прочно сидит в крови всех латиноамериканцев. И об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного недавно в странах континента. Несмотря на то, что подавляющее большинство жителей Латинской Америки высказывается в пользу демократического правления, каждый пятый респондент одобряет диктаторские режимы" 13.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Южная Америка» з дисципліни «Політична географія світу»