Важнейшую роль в жизни народов Западной Азии, Северной Африки и некоторых регионов Европы сыграл Арабский халифат (халифат Омейядов), созданный в 1661-1750 гг. Важнейшей его особенностью (и в целом всех исламских стран вплоть до наших дней) является неотъемлемая слитность религии (ислама) и политики. Ислам был идейно-институциональной основой, сутью исламского государства. После распада халифата в Х-ХШ вв. политическая карта Ближнего Востока стала быстро меняться - вплоть до формирования в этом регионе огромной Османской (Турецкой) империи (рис. 4.1). Но прежде вспомним еще раз, что при распаде Римской империи в 395 г. образовались Западная и Восточная Римские империи; последняя из них под названием Византия (Византийская империя), занимая Малую Азию, юго-восток Средиземноморья и Балканский полуостров, оказала огромное влияние на развитие всего этого обширного региона и другие страны. Выдающуюся роль в жизни Византии играла ее столица - Константинополь, который был, после Багдада, самым крупным городом средневековья: на площади в 13 тыс. га здесь проживало до полумиллиона жителей. Интересно, что жители Византии называли себя "ро-меями", тем самым подчеркивая идею о преемственности и восстановлении единой Римской империи, и, кстати, та недолгое время существовала при императоре Юстиниане (527-565 гг.) после отвоевания ряда областей в Италии и Африке. Находясь на стыке Европы и Азии, Византийская империя вынуждена была защищать свои границы у Евфрата на востоке, у Данувия (Дуная) на севере и в Италии на западе. И когда империя подвергалась атакам соседей сразу с трех сторон, ей приходилось терять свои земли. Захват в 1204 г. участниками 4-го крестового похода Константинополя привел к падению Византийской империи и основании крестоносцами т. н. Латинской империи, а также нескольких греческих государств. Но в 1261 г. Византийская империя 80 ГЛАВА IV. ПОЛИТИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 4. 2. Средневековый этап 81
была восстановлена и просуществовала почти 200 лет - вйлоть до взятия турками-османами в 1453 г. ее столицы, после чего все византийские территории в Малой Азии и на Балканах оказались под властью Турции. Однако это не уничтожило полностью византийскую цивилизацию. Османская империя, наследница Византии, была в такой же степени европейской, как и азиатской. И поэтому православная христианская церковь, носительницей которой была Византия, выжила, она была воспринята Россией, а Москва, где воссияла эта церковь, объявила себя "третьим Римом". Но вернемся к.завоеваниям турок-османов. Как пишет отечественный историк Л. С. Васильев, "за два с небольшим века малозаметный Османский эмират на глазах всего мира и прежде всего мира ислама, следившего за ним с наиболее пристальным вниманием, превратился в могущественную империю, одну из крупнейших для своего времени. В пределы этой империи, просуществовавшей достаточно долго, были включены почти все земли прежнего халифата (Аравия, Ирак, Магриб, даже часть Закавказья), не говоря уже о заметных новых приобретениях (Балканы, Крым). Могущественная османская Турция стала угрозой для Европы, в том числе и России" 10.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Арабский халифат, Византия и Османская империя» з дисципліни «Політична географія світу»