ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Геополітика » Геополітика та політична географія

Конец XX —начало XX в.: реформы и реакция
Знаменитый закон 1861 г., отменявший крепостное право, со­держал нормы об организации крестьянского самоуправления на уровне села и волости, которые отныне управлялись лицами, из­бранными на сходах — в селах непосредственно, в волости — де­легатами от каждых 10 дворов. Волостной старшина и волостное правление занимались не только разверсткой податей и рекрут­ским набором, но и вопросами призрения, землепользования, бла­гоустройства, другими хозяйственными делами и даже обладали некоторыми полицейскими функциями.
1 января 1864 г. Александр II подписал Положение о губернских и уездных учреждениях. Для своего времени оно было весьма пере­довым.
Впервые земские учреждения стали 'самостоятельными в рам­ках своих полномочий общественными институтами, а не частями аппарата государственного управления. Губерния и уезд стали рав­ноправными в пределах своих компетенций, а не соподчиненны­ми территориальными единицами.
Положение основывалось на принципе всеобщего, а не сослов­ного представительства. Все гласные (депутаты) губернских и уезд­ных земских собраний были выборными, правда, в результате не прямого, а многоступенчатого косвенного голосования от трех курий — землевладельцев, преимущественно дворян, городских обывателей, главным образом, купечества, и сельских крестьянс­ких общин. Право голоса имели лица не моложе 25 лет.
Хотя деятельность земств достаточно плотно контролировалась властями (губернатор и министр внутренних дел утверждали соот­ветственно председателей уездной и губернской земских управ — исполнительных органов, решения по ряду вопросов, особенно финансовых, требовали утверждения государственными чиновни­ками), полномочия земств были весьма обширны, и круг их по­стоянно расширялся, достигнув к началу XX в. 25 сфер деятельности. Наиболее значительных успехов земства достигли в развитии народ­ного образования и здравоохранения; в их работе принимало учас­тие много подвижников—сторонников идей служения народу, про­светительства, гражданской активности. Они видели в создании земств важный шаг к принятию либеральной конституции и демократиза­ции всего российского общества. Появились высокопрофессиональ­ные специалисты в местном управлении [Зубов, 1998].
В июне 1870 г. было принято новое и в целом прогрессивное Горо-доеое положение, развивавшее зачатки самоуправления в городах. Оно также основывалось на принципе всеобщего, а не сословно-корпо-ративного представительства, разделения распорядительной и ис­полнительной властей, создав условия для подъема промышленнос­ти и городского коммунального хозяйства. Серьезными недостатка­ми Положения были не только значительный имущественный (налоговый) ценз, но организация выборов городских дум по трем разрядам, определявшимся по ранжированному списку плательщи­ков городских налогов. Немногочисленная группа наиболее состоя­тельных лиц, уплачивавшая треть всей суммы, получала право брать треть гласных; те, кто внес в городскую казну следующую треть, также имели право делегировать треть гласных и т,д. В результате аб­солютное большинство горожан было лишено всякого представи­тельства — не только наемные рабочие, число которых быстро росло, но и социально активные слои интеллигенции. Однако на­бор компетенций городских дум и управ постоянно ширился.
Как всегда бывало в России, за волной реформ после убийства
Александра II народовольцами 1 марта 1881 г. последовал период
реакции. Новые законы, принятые Александром III в 1889-1892 гг.,
значительно урезали права местного самоуправления и были направ-
лены на их превращение в исполнительные придатки администрации
губернаторов. Земские служащие стали государственными, и им были
присвоены чиновничьи чины (весьма низкие). Соответственно гу-
бернатор мог отныне назначать и смещать земских служащих, при-
останавливать решения земских собраний и т.д. В городах налоговый
ценз был заменен драконовским имущественным: право избирать
городские думы имели менее 1% горожан. Сократилась их свобода в
распоряжении своими бюджетами. Решения дум вступали в силу толь-
ко после их утверждения губернатором или министром внутренних
дел. Губернатор мог отдать распоряжение, исполнение которого
оплачивалось городом. Земские собрания и городские думы рас-
сматривались правительством как звено государственного управ-
ления и все больше превращались в простых исполнителей приня-
тых им решений [Анимица, 1998].
Единой общегосударственной системы земств так и не было со­здано. Проект закона о земстве после долгих мытарств в Думе зас­трял в Государственном Совете. Земские учреждения отсутствова­ли в волостях. В Сибири, пограничных и отдаленных губерниях земств не было вообще. Думы значительных городов безуспешно ходатайствовали о придании своим поселениям статуса уездных земств, ссылаясь на почти полное отсутствие своих представите­лей в губернских собраниях и явно недостаточное — в уездных. Исключительно негативную роль сыграло стремление правитель­ства любой ценой сохранить господство дворянского сословия в земских собраниях.
Вместе с тем в России возникла самобытная система местного самоуправления и административно-территориального деления, основанная на глубоких исторических традициях, хотя российское общество не смогло (не успело?) реализовать заложенный в ней потенциал демократического развития. Одним из несомненных достоинств этой системы была гибкость — учет этнических и куль­турных особенностей населения, сложившихся в специфических географических условиях структуры хозяйства и т.д.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Конец XX —начало XX в.: реформы и реакция» з дисципліни «Геополітика та політична географія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Оцінювання ефективності інвестицій
Аудит визнання, збереження і технічного стану необоротних активів
Збір за видачу дозволу на розміщення об’єктів торгівлі та сфери п...
Способи захисту від кредитного ризику
Статті формування власного капіталу


Категорія: Геополітика та політична географія | Додав: koljan (10.05.2013)
Переглядів: 747 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП