ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Геополітика » Геополітика та політична географія

Устойчивость и изменчивость административно-территориального деления: противоречие между стабильностью административных границ и динамизмом
Системы АТД и местного самоуправления обладают еще боль­шим консерватизмом, чем другие элементы государственного уст­ройства. Всякий институт государства быстро обретает механизмы самовоспроизводства и саморазвития. Рост армии чиновников, за­нятых в управлении на местах, объясняется не только объектив­ным усложнением этой сферы, развитием коммунального хозяй­ства, децентрализацией и расширением компетенций местного самоуправления, но и бюрократизацией многих его звеньев. Впро­чем, АТД и должно быть устойчивым. Всякая его ломка чревата крупными проблемами для граждан и хозяйства.
Вместе с тем относительная неизменность АТД неминуемо всту­пает в противоречие с прогрессом в технологии, экономике, со­циальной структуре и идентичности людей. Поиск соотношения устойчивости и динамики АТД, преемственность в эволюции его сетки — непростая задача. Нарастание противоречий между ста­бильностью АТДиразвитием общества порождается четырьмя груп­пами проблем:
• урбанизацией и эволюцией узловых экономических районов;
• технологическим прогрессом и структурными изменениями в экономике;
изменениями в идентичности (самосознании) и потребнос­тях людей, их отношении к участию в управлении муниципальны­ми делами;
пересмотром роли государства в решении социальных про­блем, появлением новых подходов в его финансировании.
В странах разных типов эти проблемы проявлялись по-разному и на разных этапах исторического развития, однако, так или че, они носят универсальный характер. Рассмотрим их по отдель­ности.
Урбанизация, Рост городов привел к возникновению огромных различий в численности населения, экономическом, а стало быть, и налоговом потенциале низовых административных единиц. В боль­шинстве стран Запада коммуны — самые старые территориальные коллективы, где сложились многовековые традиции общинного самоуправления. Какой бы малой ни была численность населения коммуны, она, как правило, сохраняет определенную, хотя часто и формальную самостоятельность. Права коммун на целостность их территории считаются неотъемлемыми. Территория коммуны может быть изменена лишь с согласия населения либо при одоб­рении вышестоящих выборных органов. Если такого одобрения нет, то необходимо специальное решение высших законодательных или исполнительных органов (например, во Франции — Государствен­ного Совета).
Поэтому уже на первом этапе урбанизации — «точенного» рос­та городов— отток населения из сельской местности и ее обезлюде­ние привели к быстрому росту числа мелких коммун, уменьшению среднего числа их жителей, углублению разрыва между основной массой мелких сельских коммун и небольшим числом крупных и сверхкрупных городских.
До начала 1970-х годов около 80% коммун в Западной Европе насчитывали менее 5 тыс. жителей, а более 65% — менее 1000. В Бельгии более 2/3, а во Франции — более 60% коммун имеют менее 500 жителей. Велики различия и между ячейками АТД более высокого уровня. В самом крупном департаменте во Франции перепись 1999 г. зарегистрировала 2555,0 тыс. жителей, в самом малом — Лозер — лишь около 73,5 тыс. Понятно, что функции формально равноправных коммун резко различаются. Более того, мелкие коммуны просто не в состоянии выполнять положенные функции без сотрудничества друг с другом или с более крупными соседями.
Для городских муниципалитетов быстрый приток населения поставил множество неотложных проблем, связанных с землеполь­зованием, строительством дешевого жилья, инфраструктурой, общественным транспортом, требовавших крупных затрат, и по­иском источников их покрытия. Концентрация рабочих мест в го­родах привела к появлению массовых ежедневных трудовых поез­док, усугубивших финансовые трудности городов из-за так назы­ваемого «эффектаразмазывания» (арШ-оуег). Проводя большую часть дня в городе, маятниковые мигранты пользуются его инфраструк­турой (например, дотируемым чаще всего городским транспор­том), а налоги платят по месту жительства. В итоге расходы город­ского бюджета как бы «размазываются» по обширной территории, не принося ожидаемого результата.
На этапе субурбанизации города «выплеснулись» далеко за пре­делы своих официальных границ, центральные их части нередко деградировали, становясь фокусами концентрации беднейших слоев населения, иммигрантов, национальных меньшинств, молодежи, еще не нашедшей своего места на рынке труда. Более состоятель­ные семьи переселялись в спокойные и благополучные пригоро­ды, что способствовало углублению финансовых трудностей му­ниципалитетов. Прежние административные проблемы сохрани­лись, но, кроме того,
обострилась необходимость сложной координации деятель­ности коммун и даже целых провинций, чьи территории пол­ностью или частично входят в состав единой городской аг­ломерации или функционального узлового района.
Агломерации оказались разделены между десятками и даже сот­нями административно-территориальных единиц. В метрополитен-ских ареалах Нью-Йорка и Чикаго их более 1000, Филадельфии — около 850, Питтсбурга — около 700. В среднем 33 самых крупных метрополитенских ареала США были к началу 1980-х годов раз­дроблены на 268 административных единиц каждый. Большой Милан включает около 600 коммун. На рис. хорошо видно несо­ответствие административных границ Стокгольма и реальных ру­бежей его агломерации.
В итоге решения, принимавшиеся в одной части агломерации, могли затрагивать интересы жителей другой без их согласия. Про­исходило распыление средств из-за дублирования городских служб, создававшихся «для себя» в разных частях единого города, сниже-

Реальные границы и административная раздробленность агломе­рации Стокгольма.
ние их эффективности из-за недостаточных масштабов и ограни­чения радиуса действия, отсутствия общегородского планирова­ния и координации. Из-за этого, в свою очередь, углублялись раз­личия в уровне обеспечения населения городскими службами и их качестве, нарушался баланс между потребностями населения и фи­нансовой базой муниципалитета.
Кроме того, уровень обеспечения населения коммунальными услугами зависит и от того, какие политические силы находятся у власти в каждом муниципалитете, какие отношения они поддер­живают с соседями, граничит ли муниципалитет с крупным или малым территориальным образованием (если с крупным, то можно подключиться к его сетям, если с малыми приходится созда­вать свои). Социал-демократы и в целом левые силы были (во вся­ком случае, в теории) более склонны увеличивать расходы на социальные нужды, субсидировать услуги для более бедной части населения, тогда как либералы — вкладывать средства в инфра­структуру. Таким образом, и в чисто политической сфере, каза­лось бы, подтверждалось правило — чем больше административ­ных единиц, тем более глубоки социальные различия.
На деле, однако, все оказывалось сложнее. Группа британских географов провела тщательное исследование зависимости бюджет­ных расходов английских муниципалитетов от партийного конт­роля над муниципалитетами, устранив при этом влияние других многочисленных факторов (демографической и социальной струк­туры населения и его доходов и др.). Оказалось, что рамки, в кото­рых муниципалитет может маневрировать средствами, чрезвычайно узки: львиную долю занимают расходы, которые практически не поддаются урезанию или объективно необходимы (ремонт школ, окончание ранее начатого строительства, выплата долговых обя­зательств и т.п.). Исследование показало, что победа консервато­ров или лейбористов на местных выборах почти не оказывает вли­яния на расходы муниципалитетов на душу населения. Однако более тонкий анализ статей расходов может обнаруживать различия в распределении средств. Даже небольшие различия в нем подчас имеют значительный социальный эффект. Лейбористские муни­ципалитеты больше расходовали на жилье и образование, чем те, что находились под контролем консерваторов.
Как бы то ни было, в эпоху субурбанизации уже упомянутый «эффект размазывания» дополнился новыми аспектами: жители зажиточных пригородов, работающие в центральном ядре агломе­рации, превратились для его властей в богатых нахлебников, по-

28 - 2559
скольку пользовались всеми благами, оплачиваемыми муниципалите­том, не компенсируя это своими налогами Правда, поездки жителей пригородов в центр способствуют росту оборота расположенных там предприятий торговли и сферы услуг, а тем самым и росту взимаемых городскими властями налогов Тем не менее, по под­счетам американских специалистов, каждый житель пригородов, приезжающий на работу в Нью-Йорк, «стоил» его муниципали­тету ежегодно 21 тыс долларов, а в Вашингтоне — 23 тыс (Шоми-на, 1986]
Не избежала подобных проблем и Западная Европа Агломера­ция Брюсселя расположена в трех районах, фактически превра­тившихся в субъекты федерации, — двуязычном районе Брюс­сель, состоящем из 19 коммун и охватывающем историческое ядро города, Фландрии и Валлонии Более половины занятых в районе Брюссель ежедневно приезжают из-за его пределов
Население Брюсселя долгое время сокращалось за счет выезда в пригороды наиболее состоятельной его части, в том числе мно­гочисленных чиновников, занятых в руководящих органах Евро­пейского Союза и НАТО В столице концентрируются мигранты (их доля возросла с 16,1% в 1971 г до более чем 30% в конце 1990-х), преимущественно из стран Магриба и Турции, ч другие малоимущие слои В результате и средний, и медианный доход на душу населения относительно среднего по стране неуклонно умень­шался (в 1975 г — соответственно 117,5 и 105,4%, в 1989-м— 103,8 и 97,3%) Одновременно дальние пригороды, особенно на юге аг­ломерации, в Валлонии, становились еще богаче В то же время душевые расходы брюссельских коммун, более чем на 1/3 финан­сировавшиеся за счет коммунальных налогов, были на 40% выше, чем в Валлонии, и на 70% — чем во Фландрии Уровень комму­нальных налогов в районе Брюссель намного выше, чем на пери­ферии агломерации (рис 18 и 19)

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Устойчивость и изменчивость административно-территориального деления: противоречие между стабильностью административных границ и динамизмом» з дисципліни «Геополітика та політична географія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Формування звітних фінансових документів
Аудит нематеріальних активів. Мета і завдання аудиту
ТЕОРЕТИЧНІ ДЖЕРЕЛА ФІНАНСОВОЇ ДІЯЛЬНОСТІ ПІДПРИЄМСТВ
О впливі Гольфстріму на погоду взимку у Москві
Аудит акцизного збору


Категорія: Геополітика та політична географія | Додав: koljan (10.05.2013)
Переглядів: 1126 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП