ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Геополітика » Геополітика та політична географія

Государственные границы как часть мировой системы границ
Новые политические границы на всех иерархических уров­нях почти никогда не возникают на чистом месте и крайне редко «секут» старые. Чаще всего культурные границы пре­образуются в границы
В свою очередь, «разжалованные* границы де-юре (т.е. офици-
ально закрепленные границы между юрисдикциями, разделяющие
политические блоки, отдельные государства, их районы и про-
винции) не исчезают совсем. Обычно они прекрасно выражены в
культурном и политическом ландшафте, а иногда даже визуально
вполне различимы на (табл. 16, рис.
На рис, приведена модель исторических изменений статуса границ. Сплошными линиями показаны различные виды границ

А. Существующие политические границы (границы «де-юре»):
НЮТ а) между политическими блоками и странами, входящими в разные
межгосударственные организации; шшшш б) государственные;
—Б) между субъектами федераций и провинциями внутри стран.
Б Границы между ареалами идентичностей (культурно-политические рубежи «де-факто»)-
I II I а) между культурными («цивилшационными») макрорегнонами;
б) между ареалами государственных (политических) идентичностей.
0 ф аа) существующих;
аб) «строящихся»;
в) между культурными (этнокультурными) районами внутри стран
111 Стрелки — размывание идентичностей.

Рис. 13. Модель системы политико-административных и государственных границ и идентичностей в Восточной Европе (границы «де-юре»).
Источник- Ко1о$$оч К,ОЧои$Мт /. Ке\уЬогс1ег8югпе'№''№'ог1с1огс1ег8:1егп1опа1111е8а1; (пеПп-йе-«1ес!е//Оео]оита1. 1998. Ш. 44. № 3
фронтальные государственные границы между полити­ческими блоками и странами, входящими в разные межгосудар­ственные организации; «простые» государственные границы и по­литико-административные границы внутри стран. Как видно из рисунка, границы «де-юре» не всегда совпадают с культурно-политическими рубежами (или границами «де - факт о»). Даже границы между культурными макрорегионами («цивилизациями») могут «сечь» государственную территорию страны. Но границы «д е -ф а к т о» могут при определенных обстоятельствах (вследствие рас­кола страны или в результате значительных изменений в ее поли­тическом режиме, связанных с трансформацией государственного устройства) вновь обрести официальный статус политико-адми­нистративных или даже государственных.
Таким образом, происходит перераспределение функций меж­ду границами. Бывшие государственные границы становятся адми­нистративными или культурными рубежами, так или иначе влия­ющими на жизнь общества, и наоборот. Культурная граница, или граница «де-факто», выполняет прежде всего внешние функ­ции контакта между культурами, тогда как границы «де-юре» — внутренние, обеспечивая суверенитет и территориальную це­лостность государства, социальную и этнокультурную интеграцию его населения. Государственные границы — это прежде всего ли­нии раздела, символы независимости, физически выраженные в пространстве (пограничные посты и таможни, контрольно-сле­довые полосы и т.п.).
Прекрасный пример системной, органической взаимосвязи между внешними и внутренними границами, между границами «де-юре» и «де-факто» — современная Украина. Наиболее сильна украинская этническая идентичность, как известно, в западных областях, которые входили в состав одного с Россией государства лишь в течение короткого периода 1939-1991 гг., да и то за выче­том нескольких лет оккупации во время Второй мировой войны. Небольшая река Збруч> отделяющая нынешние западные области от остальной части Украины, много лет служила границей между Российской и Австро-Венгерской империями. В советское время, после присоединения западных областей Украины к СССР, эта граница была «разжалована» в административную, отделяющую Тернопольскую область от Хмельницкой. Но это не только адми­нистративный рубеж, но и ярко выраженная культурная граница между районами Украины — Подолом и Галицией, прекрасно видный, например, на любых электоральных картах.
Достаточно пересечь Збруч, и разница в культурном ландшафте видна невооруженным глазом: на галицийской стороне бросаются в глаза мно­гочисленные часовни, распятия на перекрестках, храмы, принадлежа­щие униатской и католической церквям. Многие села похожи своими при­мыкающими друг к другу двухэтажными домами скорее на небольшие центрально-европейские городки («местечки»). Эти дома, в которых до войны, как правило, проживало преимущественно польское и еврейское население, разительно отличаются от традиционных украинских хат к востоку от Збруча, окруженных палисадниками и огородами.
Другой классический пример сохранения в культурном и по­литическом ландшафте ныне не существующих государственных границ — Польша. В этой стране на всех выборах выявляются зна­чительные различия в поведении избирателей между районами на западе, переданными этой стране после Второй мировой войны и заселенными выходцами из Галиции и бывшего польско-совет­ского порубежья, восточными воеводствами, входившими когда-то в состав Российской империи, и юго-западными, территория которых принадлежала Австро-Венгрии.
Впрочем, в истории, конечно, случалось, что новые государ­ственные границы не совпадали с членением культурного про­странства. Но в любом случае, даже когда государства присоединя­ли к себе новые территории вопреки воле их жителей, государ­ственная граница быстро трансформируется в культурную, в истории» на карте страны или региона. Существование единого правового, экономического и информационного пространства в пределах государственных границ делает свое дело.
II Перераспределение функций между границами в силь-
11 ной степени зависит от сдвигов в идентичности населения.
Как мы уже отмечали, самоидентификация человека с опреде­ленной территорией — этнической и/или политической — всегда носит иерархический характер. Обычно человек ощущает себя од­новременно и гражданином своей страны, и жителем одного из ее регионов, и жителем своего поселения или местности. При этом разные уровни территориальной идентичности могут играть раз­ную роль — подчиненную или господствующую. Если в каком-либо регионе местная этническая или этнокультурная идентич­ность усиливается за счет общенациональной, политической, это грозит территориальной целостности страны. Абсолютно неизмен­ных, вечных идентичностей не существует. Государство и полити­ческие элиты должны постоянно бороться за лояльность граждан, изыскивать все новые «маркеры», отличающие «своих» от «чу­жих» и составляющие основу территориальности людей, поскольку восприятие «своей» и «чужой» территории есть важнейшая часть их идентичности. Обычно в стране конкурируют несколько кон­цепций политической идентичности, соответствующих разным внутри- и внешнеполитическим ориентациям.
Этническая, или, точнее сказать, этнотерриториальная иден­тичность — лишь один из видов иерархически соподчиненных иден-тичностей, причем не самый важный. Если она приобретает слиш­ком большой вес в самоидентификации целой социальной груп­пы, значит, общество нездорово.
Например, согласно исследованиям московских этносоциологов, в Северной Осетии этнический компонент идентичности у представите­лей титульного народа наивысший среди многих обследованных этни­ческих групп. В этом — прямой результат напряженной обстановки в рес­публике, наводненной беженцами-осетинами, покинувшими свои дома в Южной Осетии (входящей в состав Грузии) в результате грузино-южноосетинской войны, спровоцированной первым «демократическим» президентом 3. Гамсахурдиа, а также конфликта с Ингушетией по пово­ду территориальной принадлежности Пригородного района [Дробижева и др., 1996].
Главные виды территориальной идентичности — этническая и
национальная (политическая, государственная), могут быть в гар-
монии, но нередко находятся в остром конфликте, от исхода ко-
торого зависит система границ. Иногда идентичность
меняется крайне медленно, но в критических обстоятельствах сдви-
ги в ней могут произойти за считанные месяцы.
Так, многие политологи пытались объяснить, как могло случиться, что около 3/4 электората Украины проголосовало на референдуме 17 марта 1991 г, за сохранение Советского Союза, а всего через семь с половиной месяцев, 1 декабря, те же 3/4 высказались за независимость этой стра­ны, и административные границы между Украиной и Россией превра­тились в государственные. Два мощных фактора действовали в одном на­правлении: большинство избирателей, по крайней мере в Восточной и отчасти в Южной и Центральной Украине, стремилось избежать угрозы голода, исходившей, согласно распространенному тогда представлению, от России, а правящая консервативная номенклатурная верхушка — не­предсказуемости политики Кремля, захваченного «демократами», и уг­розы лишиться власти и привилегий. Таким образом, пропаганда времен­ной коалиции националистов и коммунистической номенклатуры, про­тивопоставлявшая жителей Украины {«нас») — «другим» в «голодной» России и, конечно, в далеких в культурном отношении республиках Сред­ней Азии и Закавказья, оказалась весьма эффективной.
Выделяется четыре типа этнической идентичности:
• моноэтнический — только с одной этнической группой;
• биэтнический или множественный (одновременно с двумя или несколькими группами);
'маргинальный: слабая или нестабильная самоидентификация с двумя или более этническими группами и «шатание» между ними, что может привести к полному отторжению, отбрасыванию чело­веком этнической идентичности — к так называемому этническо­му нигилизму. Космополитизм может рассматриваться как форма маргинальной идентификации;
• панэтнический, т.е. сильная идентификация с группой, кото­рая включает множество этнических групп (например, восточно-или южнославянская, арабская и т.п.) [Риге, 1996].
Глобализация и, в частности, усиление международных миг­раций ведут ^увеличению доли смешанных браков и, соответственно, числа людей с двойной или даже множественной идентичностью. Иногда разные этнотерриториальные идентичности мирно сосу­ществуют в сознании человека, но порой вступают в острый кон­фликт, заставляя своего носителя делать нелегкий выбор или при­водя его к кризису (например, в бывшем СССР или бывшей Юго­славии, где последние переписи фиксировали сотни тысяч так называемых югославов, не относивших себя ни к одной этничес­кой группе).

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Государственные границы как часть мировой системы границ» з дисципліни «Геополітика та політична географія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: МЕТОДИКА ПРОЕКТУВАННЯ ЦІН НА БУДІВЕЛЬНО-МОНТАЖНІ РОБОТИ ТА ОКРЕМІ...
Оцінка і управління процентним ризиком
Ліцензування банківської діяльності
Сдвинуть земной шар
ЦІНОУТВОРЕННЯ В ІНВЕСТИЦІЙНІЙ СФЕРІ


Категорія: Геополітика та політична географія | Додав: koljan (10.05.2013)
Переглядів: 1268 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП