ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Геополітика » Геополітика та політична географія

Проблема масштаба в политической географии, концепция места
Еще в 1990 г. поддержанные населением лидеры районов Молдавии вдоль левого берега Днестра, а также города Бендеры объявили о выходе из состава республики и образовании Приднестровской Молдавской рес­публики (ПМР). Причиной стало принципиальное несогласие жителей левобережья с языковой политикой тогдашнего руководства Молдовы и его линии на объединение с Румынией. Конфликт далек от разрешения и через 10 лет после его начала. Его будущее зависит от локальных, нальных и глобальных факторов.
В числе локальных факторов — прежде всего тяжелый экономический
кризис, который переживает Молдова, отодвигающий в глазах людей при-
днестровский кризис на задний план в с проблемами поиска
работы и заработков. Кроме того, успех переговоров между Кишиневом и
столицей ПМР Тирасполем о создании «общего государства» зависит от
позиции другой специфичной в этническом и культурном отношении части
Молдовы — Гагаузии. Она может потребовать в «общем государстве» тот
же статус, что и Тирасполь, если, конечно, власти Республики Молдова
согласятся на создание федеративного государства или конфедерации.
Наконец, многое определяется внутриполитической ситуацией в Киши-
неве. Летом 2000 г. Молдова превратилась из президентской республики в
парламентскую. Поскольку соотношение сил между фракциями парла-
мента неустойчиво, на переговорах встал вопрос о надежном партнере и
предсказуемости молдавской стороны.
На региональном уровне решение определяется ролью России и Украи­ны как посредников и гарантов, а отчасти также и позицией Румынии, с которой Молдова установила особые отношения. Важно, что около 10% населения Приднестровья имеют российское гражданство. Россия остает­ся главным внешнеторговым партнером и Молдовы, и Приднестровья.
В макрорегионалъном (общеевропейском) и глобальном контексте реше­ние конфликта зависит от отношений в геополитическом треугольнике Россия — страны СНГ — США (НАТО); проблемы расширения НАТО на восток, реализации программы «Партнерство во имя мира», давления на Россию Запада. Он требует вывести российские войска и эвакуировать склады боеприпасов бывшей советской 14-й армии с территории При­днестровья. Проблема заключается в том, чтобы избежать превращения Молдовы и некоторых других бывших советских республик в «серую» зону конфронтации между Россией и НАТО (Западом). Новая реальная или мифическая конфронтация вынудила бы страны Восточной Европы за­нять в ней жестко предопределенное место (за или против), вместо того чтобы всем вместе становиться полноправными участниками европейс­кой интеграции.
Таким образом, только рассмотрение в совокупности и взаи­модействии процессов на всех трех уровнях помогает реалистичес­ки оценить события в регионе.
Доказано, что масштаб — это не только методологичес­ки удобный прием политико-географического анализа и не данность, а продукт деятельности общества.
Тейлор выделяет три основных масштаба в политической гео­графии:
называемый также местом, под которым по­нимается поселение, близко расположенная группа поселений в пределах муниципалитета, город или его квартал. По Тейлору, ло­кальный масштаб — это сфера личного опыта каждого человека;
• промежуточный уровень —государство, стремящееся смягчить глобальные воздействие на локальный уровень — среду повседневной жизни — и адаптировать население к мировым про­цессам;
масштаб. Именно на глобальном уровне, по мнению Тейлора, и происходят главные экономические процес­сы, предопределяющие жизнь людей, поэтому его можно опреде­лить как «масштаб реальности».
Например, в эпоху «холодной войны» гонка вооружений меж­ду США и СССР способствовала созданию рабочих мест в городах США, в которых размещались предприятия, получавшие военные заказы. Государство стремилось распределять их по территории та­ким образом, чтобы сократить безработицу в проблемных городах и районах. После ослабления, а затем и прекращения глобального во­енного противостояния государство пыталось смягчить последствия сокращений в военной промышленности для отдельных поселений, распределяя субсидии предприятиям и социальные пособия. Тейлор также назвал этот масштаб государства идеологическим, посколь­ку оно отвлекает людей от глобального уровня, от которого в дей­ствительности все зависит, переключая их внимание на местные проблемы. Поэтому политическая самоорганизация людей (созда­ние партий и общественных движений) происходит до сих пор почти исключительно на уровне государства, не выходя на более высокие уровни [см.: НМ, 1999; Тау1ог ало! ЕИш, 2000].
Занимаясь проблемой масштаба в политической географии, американский географ Джон Эгню разработал концепцию места [см.: А§пе«/, 1987] и так называемый контекстуальный подход. Его суть составляют две главные идеи.
ервая идея состоит в том, что место как первичная ячейка политического пространства служит ареной взаимодействия процес­сов, протекающих на разных уровнях— от глобального до локального, Действующие там общественные институты (церковные приходы, профсоюзные организации, местные СМИ и др.) способствуют формированию в сознании людей определенных представлений о мире, на которые они опираются, пытаясь приспособиться к вне­шним импульсам, исходящим от глобального, национального или районного уровня.
идея заключается в том, что пространственное рас­пределение политических процессов — от хода и итогов выборных кампаний до всплесков национализма и особенностей муниципальной политики— можно объяснить эффектом места (пространственным контекстом). Контекст — это отражение исторических, экономи­ческих и иных особенностей места и его взаимосвязей с миром (например, положения данного места в системах рия» на разных уровнях — глобальном, национальном, районном, городской агломерации). Депрессивные районы Великобритании расположены в стране, входящей в мировое «ядро», но на эконо­мической и политической «периферии* своего государства. Кон­текст также объясняет, каким образом географическое простран­ство модифицирует политическую деятельность и, в частности, как оно опосредует воздействие высоких территориальных уров­ней на локальный уровень — место.
Концепции контекста и места получили наиболее широкое при­менение в работах по электоральной географии. Традиционный подход — объяснение пространственной вариации в результатах голосования каким-либо фактором. При этом делается допуще­ние, что он одинаково влияет на решение избирателей по всей территории страны. В этом случае ячейки территории выступают только как условная сетка для сортировки информации и расче­тов. При подходе, предложенном Эгню, пространство, преобра­зующее воздействие общенациональных факторов в соответствии с историей и социальными особенностями каждого места, само выступает в качестве переменной, учитываемой при анализе. По­ясним это на примере.
Воздействие общенационального фактора — кризиса в угольной про­мышленности и постепенного закрытия правительством Великобрита­нии большинства шахт в 1970-х — начале 1980-х годов в некоторых шах­терских поселках привело к усилению влияния лейбористов, тогда тесно связанных с настроенным на непримиримую борьбу профсоюзом гор­няков. В других поселках такого эффекта не наблюдалось, несмотря на сходство структуры. Объяснить эти
чия можно, лишь углубившись в историю мест: шахты в первой и второй группе поселков возникли в разное время, в них по-разному набирали рабочих и складывались разные традиции.
Хрестоматийный пример воздействия контекста на результа­ты голосования — так называемый эффект соседства (пещпЪогпооа* е$ес1), наблюдающийся и в России и впервые детально описан­ный в Великобритании. Его суть в том, что в районах традицион­ной поддержки той или иной партии часто наблюдается усиление голосования за нее по сравнению с ожидаемым при данной соци­альной структуре результатом [Весна-89, 1991]. Так, избиратели в лейбористских районах Великобритании, которые в других усло­виях обычно голосуют за консерваторов, следуют примеру своих соседей (откуда и название явления), и наоборот. Это объясняется и традициями, и социальной мобильностью (к примеру, дети шах­теров, ставшие мелкими собственниками или лицами свободных профессий, нередко сохраняли солидарность со своими ми), и доминированием в общественной жизни поселения орга­низаций, связанных с шахтерами и лейбористской партией и формирующих соответствующее общественное мнение. В России это также административное давление, понуждающее избирате­лей голосовать за нужную партию и ее кандидатов.
Контекстуальный подход разрешает извечное противоречие меж­ду двумя методологиями электоральной географии:
между упором в объяснении пространственной вариации ре­зультатов голосования социально-экономическими факторами,, а это чревато риском впасть в экономический детерминизм и слишком упростить действительную картину, и увлечением этнокультур­ными факторами, что также ведет к редукционизму;
между использованием статистических и социологическихме­тодов. В первом случае результаты голосования сопоставляются с агрегированной по территориальным единицам социально-эко­номической статистикой, и следовательно, акцент делается на условия, в которых избиратели принимали решение отдать свой голос за определенную партию или кандидата. Во втором случае пространственная картина голосования объясняется социально-психологическими и индивидуальными особенностями избирате­лей с упором на процесс и мотивы принятия ими решений, для чего обычно нужна социологическая информация.
Каждый из этих путей имеет свои достоинства и Но только контекстуальный подход позволяет одновременно рас­сматривать факторы, влияющие на избирателя на всех уровнях — от глобального до локального, от крупных социальных и террито­риальных общностей (народ, социально-профессиональная груп­па, население района) до конкретного человека. Результаты ис­следований с применением контекстуального подхода доказыва­ют, что политическая дифференциация территории это не только географический результат непространственных по сути процессов.
Политическая деятельность это пространственный про­цесс, разворачивающийся в особом политическом простран­стве. Поэтому политическая география несводима лишь к гео­графическим аспектам политологии, но представляет собой отдельную дисциплину, способную получать оригинальные результаты, а не только конкретизировать выводы полито­логов
Политические особенности места — это эф-
фект экономической деятельности и политико-культурных усло­вий, в которых она протекала в разные исторические эпохи. Эгню выделяет следующие элементы территориального контекста (см.: А§пе\у, 1996]:
меняющееся территориальное разделение труда, которое вы­ражается в пространственном распределении инвестиций, рабо­чей силы и средств производства. Каждый новый виток в его раз­витии оставляет на территории очередной экономический и куль­турный слой, создавая индивидуальную историю каждого места;
доступность места или, в других терминах, его положение в сетях, по которым циркулирует информация и распространяются нововведения. В свою очередь, оно зависит от положения места в иерархии системы расселения, по отношению к государственным границам, лингвистическим рубежам, сетям коммуникаций, а так­же от уровня развития их технологии. Все эти факторы облегчают или затрудняют взаимодействие между местами;
напряженность в отношениях между местом ицентром,, пе­рераспределение государством средств между местами с целью под­держания доверия избирателей и легитимности режима;
различия между местами в половозрастной структуре населе­ния, а также социальные и этнические различия, их относительная важность для данного места, роль в зарождении и деятельности местных политических движений и популярности лидеров;
требования местных политических движений по вопросам раз­вития страны, района и местности, а также касающиеся перспек­тив социальных и этнических групп;
«микрогеография повседневной жизни», определяющая каналы взаимодействия между людьми и социальными группами, свя­занные с решением проблем жилья, школ, досуга и т.п., и чув­ство привязанности к своему месту (локальную идентичность) — «общность судьбы».
Таким образом, географический контекст и особенности мес­та задают направление политической активности избирателей. Для количественной оценки значения контекста предложены статис­тические модели, позволяющие определить вклад особенностей региона в общее изменение распределения голосов между парти­ями от выборов к выборам.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Проблема масштаба в политической географии, концепция места» з дисципліни «Геополітика та політична географія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Отдача огнестрельного оружия
Модель протоколів INTERNET
ФОРМИ ГРОШЕЙ ТА ЇХ ЕВОЛЮЦІЯ
СУТНІСТЬ ТА ВИДИ ГРОШОВИХ РЕФОРМ
Аудит кредитних операцій


Категорія: Геополітика та політична географія | Додав: koljan (10.05.2013)
Переглядів: 1571 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП