ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Геополітика » Геополітика та політична географія

Объект, предмет и структура политической географии
Термин «политическая география» начали использовать по край­ней мере с XVIII в., понимая под ним совокупность сведений о политической организации государств, о новых территориях, вклю­чавшихся в мировое хозяйство или в национальные рынки. Однако говорить о политической географии как об особой дисциплине стало возможным лишь через много лет, когда в результате накоп­ления разнообразной научной географической информации и по мере дифференциации наук стали формироваться представления о ее содержании, категориях и закономерностях.
Годом рождения современной политической географии можно условно считать 1897-й, когда появилась знаменитая книга Ф. Рат-целя «Политическая география».
Для научного направления, претендующего на статус особой дисциплины, принципиально важно определить ключевое систе­мообразующее отношение, которое она изучает, особые методо­логию и методы, систему категорий и проблематику. Нужно также дать дисциплине дефиницию.
На Западе политическая география долгое время определялась как наука, изучающая пространственные аспекты политических процессов, она лишалась, таким образом, собственного предмета исследований. Так, в известных американских учебниках конца 1960-х — начала 1970-х годов ее определяли как:
• науку, изучающую пространственные аспекты международ­ных отношений [ее В1ц, 1973];
размещенческий подход к изучению власти и конфликтов [Сох..., 1974];
пространственный анализ политических явлений [Ка$рег80П апа! МггщЫ, 1969].
Несколько более конкретны определения, в которых целью политической географии названо изучение политических единиц, т.е. прежде всего государства. Вес эти определения так или иначе опираются на широко известную работу крупного американского географа Р. Хартшорна, надолго предопределившую многие на­правления развития политической географии [Хартшорн, 1957]. Он считал ее задачей
изучение политических единиц (районов), задаваемых госу­дарственными или политико-административными граница­ми, а также пространственных сходств и различий между такими единицами.
Позже известные американские географы С. Коэн и Л. Розен-талъ [СоЬеп апа" Козеп1па1, 1971] определяли политическую ге<н график»
как науку о динамике и пространственных проявлениях литического процесса, под которыми они понимали дей­ствия, направленные на установление и поддержание конт­роля над политической единицей.
Другой американский географ, автор ряда учебников по поли­тической географии Н. Паундс [Рошкк, 1972] указывал, что ее предмет —
государство с точки зрения его генезиса, обеспеченности ре­сурсами, обусловленности конкретных географических форм.
Вслед за немецкими географами К. Риттером и А. Геттнером
Хартшорн и его последователи фактически призывали своих кол­лег к изучению политической дифференциации пространства, причем лишь дифференциации де-юре, полагая, что только юри­дически закрепленные политические единицы объективны. Тем самым политическая география превращалась в «политическую хорологию».
Ряд географов стремился «географизировать» политическую географию — найти ей такую нишу среди наук, где она не могла бы быть подменена. Для этих географов типична точка зрения ав-
стралийского географа считавшего, что
политическая география изучает географические последствия политических решений, а также географические факторы, принимаемые во внимание при принятии таких решений (РгезсоИ, 1972).
Несколько раньше группа видных американских географов оп­ределила политическую географию как науку, изучающую взаимо­действие географических ареалов и политического процесса [Веггу, Сопеп апё Мт§п1, 1965].
В нашей стране широкую известность получило предложенное И. М. Маергойзом определение политической географии как
«особой географической науки, изучающей территориаль­ную расстановку (размещение, сочетание, соотношение) по­литических сил, главным образом, классовых» [Маергойз, 1971, с. 20].
Однако в этом определении упор сделан лишь на одну из трех
функций научной дисциплины — описание. Реализация двух других
функций — объяснения и управления (или прогнозирования) — воз-
можна лишь при понимании всей сложной системы взаимосвязей
политико-территориальных явлений между собой, а также с явле-
ниями экономико-, социально-географическими др.,
т.е. при анализе особых территориальных социально-экономичес-
ких систем (ТСЭС), формирующихся в процессе исторического
развития, и их динамики.
Более емки определения, трактующие политическую геогра­фию как науку о «политике-территориальной организации обще­ства в географическом пространстве» [Горбацевич, 1976, с. 43] или «законах формирования и развития политико-территориальной организации общества, которая определяется в конечном счете способом производства» [Ягья, 1982, с. 61]. Под политико-терри­ториальной организацией общества российский граф В. С. Ягья понимает «совокупность территориальной диффе­ренциации политических явлений и управления территориальной структурой политики. Однако если подразумевать под политико-территориальной (или территориально-политической) организа­цией общества (ТПОО) все взаимодействующие территориаль­ные структуры, связанные с политической жизнью, то они явно

15-2659 не сводятся лишь «к территориальной дифференциации полити­ческих явлений».
Как видно из, приведенной выше дефиниции, Р. А. Горбацевкч вплотную подошел к категории «политике -географическое про­странство». Но разработана она была в советской литературе поз­же, в публикациях Н. В. Каледина и К. Э. Аксенова [Каледин, 1996; Аксенов, 1989, 1990].
Поаитико-географическое пространство —форма бытия полити­ческих феноменов и псмтико-географическж объектов, их сосущество­вания, соразмерности, взаимного расположения, взаимодействия, ин­тенсивности ит п.
Физическое пространство проявляется в политико-географи­ческом опосредованно, в виде количественных и качественных ха­рактеристик — таких, как соразмерность, протяженность, форма дифференциации, связность и мозаичность и т.п.
Отталкиваясь от представления о двуединой сущности полити­ческой географии как политической и одновременно географи­ческой науки, Н. В. Каледин предложил деятелъностную концеп­цию политической географии, акцентирующую субъектно-объект-ную сторону политики как социального процесса, и показал суть политической географии как науки, имеющей целью выявить един­ство деятельностно-политического и географического факторов общественного развития. Базовой категорией у Н. В. Каледина выс­тупает «геополитическое отношение», отражающее объективно су­ществующую взаимосвязь между политической деятельностью и географическими условиями, в которых она протекает.
Итак,
политическая география занимается исследованием взаимодействия с интегральным геопространством политической сферы как одной из четырех сфер деятельности людей - экономической, социальной, политической и духовной.
Интегральное геопространство состоит из экономического, социального, культурного, политического и физического про­странств. Их наложение создает дифференциацию интегрального геопространства — социально-экономических и природных усло­вий деятельности: специализации и структуры хозяйства, расселе­ния, количественных и качественных характеристик населения — его состава, уровня и образа жизни, политической культуры и самосознания (идентичности). Глубинная основа дифференциации геопространства — динамично развивающийся процесс террито­риального разделения труда.
Объект патетической географии — территориально-политичес­кие системы (ТП С) в их взаимодействии друг с другом и с географи­ческим пространством.
ТПС - объективно взаимосвязанные сочетания элементов поли­тической сферы (политических и административных границ, центров управления, органов власти, партий, общественных движений и т.д.), функционирующие на определенной территории.
Политическая сфера общественной жизни включает;
•политические отношения, складывающиеся меж­ду социальными группами, нациями и этносами, политическими партиями, общественными движениями, государствами, местными органами власти и другими субъектами политической деятельности по поводу завоевания, удержания и использования политической власти;
•систему социальных институтов, реализую­щих различные функции политической власти (законодательные, исполнительные, судебные, принуждения и др.) — как государ­ственных (центральные и местные органы государственного уп­равления, международные правительственные организации), так и негосударственных (партии, профсоюзы, общественные движе­ния, профессиональные объединения и т.п.);
•деятельность, посредством которой отдельные люди, социальные общности, в том числе территориальные, и социальные институты отстаивают свои политические интересы. К политичес­кой деятельности принадлежит организация, проведение и участие в выборах и референдумах, забастовках, демонстрациях, террорис­тических акциях, вооруженной борьбе и других выступлениях, при­нятие политических решений, затрагивающих интересы социальных групп. Спектр субъектов политической деятельности постоянно рас­ширяется и усложняется. Он включает отдельных людей, социальные группы, партии, общественные движения, государственные и меж­дународные организации, местные органы власти, нередко — эко­номические организации и предприятия и т.д.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Объект, предмет и структура политической географии» з дисципліни «Геополітика та політична географія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: АКТИВНІ ОПЕРАЦІЇ БАНКІВ
Технічні засоби для організації локальних мереж типу ETHERNET. Пр...
ТЕОРЕТИЧНІ КОНЦЕПЦІЇ КРЕДИТУ
Аудит прибуткового податку з доходів громадян
Поняття телекомунікаційної системи. Етапи розвитку телекомунікаці...


Категорія: Геополітика та політична географія | Додав: koljan (10.05.2013)
Переглядів: 1614 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП