Объект, предмет и структура политической географии
Термин «политическая география» начали использовать по крайней мере с XVIII в., понимая под ним совокупность сведений о политической организации государств, о новых территориях, включавшихся в мировое хозяйство или в национальные рынки. Однако говорить о политической географии как об особой дисциплине стало возможным лишь через много лет, когда в результате накопления разнообразной научной географической информации и по мере дифференциации наук стали формироваться представления о ее содержании, категориях и закономерностях. Годом рождения современной политической географии можно условно считать 1897-й, когда появилась знаменитая книга Ф. Рат-целя «Политическая география». Для научного направления, претендующего на статус особой дисциплины, принципиально важно определить ключевое системообразующее отношение, которое она изучает, особые методологию и методы, систему категорий и проблематику. Нужно также дать дисциплине дефиницию. На Западе политическая география долгое время определялась как наука, изучающая пространственные аспекты политических процессов, она лишалась, таким образом, собственного предмета исследований. Так, в известных американских учебниках конца 1960-х — начала 1970-х годов ее определяли как: • науку, изучающую пространственные аспекты международных отношений [ее В1ц, 1973]; размещенческий подход к изучению власти и конфликтов [Сох..., 1974]; пространственный анализ политических явлений [Ка$рег80П апа! МггщЫ, 1969]. Несколько более конкретны определения, в которых целью политической географии названо изучение политических единиц, т.е. прежде всего государства. Вес эти определения так или иначе опираются на широко известную работу крупного американского географа Р. Хартшорна, надолго предопределившую многие направления развития политической географии [Хартшорн, 1957]. Он считал ее задачей изучение политических единиц (районов), задаваемых государственными или политико-административными границами, а также пространственных сходств и различий между такими единицами. Позже известные американские географы С. Коэн и Л. Розен-талъ [СоЬеп апа" Козеп1па1, 1971] определяли политическую ге<н график» как науку о динамике и пространственных проявлениях литического процесса, под которыми они понимали действия, направленные на установление и поддержание контроля над политической единицей. Другой американский географ, автор ряда учебников по политической географии Н. Паундс [Рошкк, 1972] указывал, что ее предмет — государство с точки зрения его генезиса, обеспеченности ресурсами, обусловленности конкретных географических форм. Вслед за немецкими географами К. Риттером и А. Геттнером Хартшорн и его последователи фактически призывали своих коллег к изучению политической дифференциации пространства, причем лишь дифференциации де-юре, полагая, что только юридически закрепленные политические единицы объективны. Тем самым политическая география превращалась в «политическую хорологию». Ряд географов стремился «географизировать» политическую географию — найти ей такую нишу среди наук, где она не могла бы быть подменена. Для этих географов типична точка зрения ав- стралийского географа считавшего, что политическая география изучает географические последствия политических решений, а также географические факторы, принимаемые во внимание при принятии таких решений (РгезсоИ, 1972). Несколько раньше группа видных американских географов определила политическую географию как науку, изучающую взаимодействие географических ареалов и политического процесса [Веггу, Сопеп апё Мт§п1, 1965]. В нашей стране широкую известность получило предложенное И. М. Маергойзом определение политической географии как «особой географической науки, изучающей территориальную расстановку (размещение, сочетание, соотношение) политических сил, главным образом, классовых» [Маергойз, 1971, с. 20]. Однако в этом определении упор сделан лишь на одну из трех функций научной дисциплины — описание. Реализация двух других функций — объяснения и управления (или прогнозирования) — воз- можна лишь при понимании всей сложной системы взаимосвязей политико-территориальных явлений между собой, а также с явле- ниями экономико-, социально-географическими др., т.е. при анализе особых территориальных социально-экономичес- ких систем (ТСЭС), формирующихся в процессе исторического развития, и их динамики. Более емки определения, трактующие политическую географию как науку о «политике-территориальной организации общества в географическом пространстве» [Горбацевич, 1976, с. 43] или «законах формирования и развития политико-территориальной организации общества, которая определяется в конечном счете способом производства» [Ягья, 1982, с. 61]. Под политико-территориальной организацией общества российский граф В. С. Ягья понимает «совокупность территориальной дифференциации политических явлений и управления территориальной структурой политики. Однако если подразумевать под политико-территориальной (или территориально-политической) организацией общества (ТПОО) все взаимодействующие территориальные структуры, связанные с политической жизнью, то они явно
15-2659 не сводятся лишь «к территориальной дифференциации политических явлений». Как видно из, приведенной выше дефиниции, Р. А. Горбацевкч вплотную подошел к категории «политике -географическое пространство». Но разработана она была в советской литературе позже, в публикациях Н. В. Каледина и К. Э. Аксенова [Каледин, 1996; Аксенов, 1989, 1990]. Поаитико-географическое пространство —форма бытия политических феноменов и псмтико-географическж объектов, их сосуществования, соразмерности, взаимного расположения, взаимодействия, интенсивности ит п. Физическое пространство проявляется в политико-географическом опосредованно, в виде количественных и качественных характеристик — таких, как соразмерность, протяженность, форма дифференциации, связность и мозаичность и т.п. Отталкиваясь от представления о двуединой сущности политической географии как политической и одновременно географической науки, Н. В. Каледин предложил деятелъностную концепцию политической географии, акцентирующую субъектно-объект-ную сторону политики как социального процесса, и показал суть политической географии как науки, имеющей целью выявить единство деятельностно-политического и географического факторов общественного развития. Базовой категорией у Н. В. Каледина выступает «геополитическое отношение», отражающее объективно существующую взаимосвязь между политической деятельностью и географическими условиями, в которых она протекает. Итак, политическая география занимается исследованием взаимодействия с интегральным геопространством политической сферы как одной из четырех сфер деятельности людей - экономической, социальной, политической и духовной. Интегральное геопространство состоит из экономического, социального, культурного, политического и физического пространств. Их наложение создает дифференциацию интегрального геопространства — социально-экономических и природных условий деятельности: специализации и структуры хозяйства, расселения, количественных и качественных характеристик населения — его состава, уровня и образа жизни, политической культуры и самосознания (идентичности). Глубинная основа дифференциации геопространства — динамично развивающийся процесс территориального разделения труда. Объект патетической географии — территориально-политические системы (ТП С) в их взаимодействии друг с другом и с географическим пространством. ТПС - объективно взаимосвязанные сочетания элементов политической сферы (политических и административных границ, центров управления, органов власти, партий, общественных движений и т.д.), функционирующие на определенной территории. Политическая сфера общественной жизни включает; •политические отношения, складывающиеся между социальными группами, нациями и этносами, политическими партиями, общественными движениями, государствами, местными органами власти и другими субъектами политической деятельности по поводу завоевания, удержания и использования политической власти; •систему социальных институтов, реализующих различные функции политической власти (законодательные, исполнительные, судебные, принуждения и др.) — как государственных (центральные и местные органы государственного управления, международные правительственные организации), так и негосударственных (партии, профсоюзы, общественные движения, профессиональные объединения и т.п.); •деятельность, посредством которой отдельные люди, социальные общности, в том числе территориальные, и социальные институты отстаивают свои политические интересы. К политической деятельности принадлежит организация, проведение и участие в выборах и референдумах, забастовках, демонстрациях, террористических акциях, вооруженной борьбе и других выступлениях, принятие политических решений, затрагивающих интересы социальных групп. Спектр субъектов политической деятельности постоянно расширяется и усложняется. Он включает отдельных людей, социальные группы, партии, общественные движения, государственные и международные организации, местные органы власти, нередко — экономические организации и предприятия и т.д.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Объект, предмет и структура политической географии» з дисципліни «Геополітика та політична географія»