Еще до Второй мировой войны Альберт Эйнштейн высказал пред- положение, что нацистская Германия попытается произвести бомбу с ядерным зарядом, обладающим огромной разрушительной силой. Перед лицом этой угрозы американское правительство Ф. Рузвельта запустило мощную военную программу «Проект Манхэттен», в который за период с 1942 по 1945 г. было инвестировано около 2 млрд долл. и для его осуществления были привлечены лучшие западные ученые [8оррёка, 1994]. Испытание первой атомной бомбы США произошло 16 июля 1945 г., т.е. перед началом Потсдамской конференции (17 июля — 2 августа 1945 г.), на которой главы правительств главных держав — победительниц во Второй мировой войне принимали решения о демилитаризации и денацификации Германии, уничтожении германских монополий, о репарациях, западной границе Польши и др. Интересно заметить, что президент США Г. Трумэн, отдавший несколько дней позже приказ об атомной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки, ни словом не обмолвился об испытании в Аламагордо (штат Нью-Мексико) И. Сталину, который возглавлял советскую делегацию в Потсдаме. Атомная бомба давала США огромную геополитическую власть и означала мировой контроль. В связи с этим американский поли толог Гар Алперовиц в 1965 г. ввел термин «атомная дипломатия» [Л1регоУ12, 1965]. СССР испытал атомную бомбу в 1949 г. в Семипалатинске, а затем постепенно сформировался «Атомный клуб» (табл. 1). Характерно, что в отличие от США руководство СССР вплоть до 1962 г. не изменяло свою военную стратегию под влиянием такого фактора, как ядерное оружие. «Новая стратегия» известна как доктрина Соколовского. Доктрина Соколовского основывалась на трех принципах: Любой конфликт между двумя супердержавами будет ядерным с самого начала войны, следовательно, главным является фактор внезапности. Во время второй фазы результат ядерных ударов, нанесенных по целям, расположенным как в глубоком тылу, так и по тактическим формированиям, подкрепляется использованием всего комплекса средств ведения войны, в том числе морского флота, ударные подводные лодки которого имеют абсолютный приоритет. СССР прикладывает все возможные усилия, чтобы избежать внезапного первого удара; тактика состоит в том, чтобы атаковать противника при предположении, что он готовится нанести удар. Таким образом, согласно доктрине Соколовского ядерные силы имеют абсолютный приоритет, а их дополняет комплекс вооружений. Эта доктрина оставалась основной до начала 1980-х годов. II В то же время многими политиками и исследователями 11 считается, что ядерное оружие (политика ядерного сдерживания) воспитало политическую психологию, исключающую достижение политических целей противоборствующих идеологий военным путем.
В связи с испытанием США атомной бомбы имеется другой немаловажный аспект, связанный с развитием процесса «холодной войны» — отношением правящих кругов США к перевооружению побежденной Германии. У США в лице Рузвельта было глубокое беспокойство по поводу возможного возрождения германского военного потенциала. Рузвельт выступал за укрепление американо-советского сотрудничества в контроле над побежденной Германией. После овладения столь мощным оружием-аргументом, как атомная бомба, США в конце 1945-го и весной 1946 г. стали отходить от рузвельтовской стратегии контроля над Германией. Политика США эволюционировала от индустриального разоружения к восстановлению германской экономической мощи. «Американские лидеры понимали, что даже восстановление значительного германского экономического потенциала будет рассматриваться как угроза Советскому Союзу... Как только Германия была перевооружена, «подавление» Восточной Европы стало не только неизбежным, но и необратимым» [Алперо-виц, 1994, с. 29]. Гонка вооружений происходила по линии военных технологий, связанных с повышением эффективности ядерного оружия (табл. 2). Два противостоящих полюса не раз стояли на грани применения ядерного оружия (главным образом тактического) в условиях реального или потенциального кризиса. Пересечение ядерной черты было возможно: • Во время тройственной агрессии — Франции, Великобритании и Израиля после национализации президентом Египта Г. Насером Суэцкого канала, на Ближнем Востоке, когда СССР заявил о возможности использования ракетного оружия. • Во время Карибского кризиса (октябрь 1962 г.)20. • В период обострения советско-китайских отношений в 1969 г.
20 Как пишет И. Берге, «14 октября 1962 г. разведывательный самолет У-2 (самолет США. — Н. М.) совершал полет над Кубой. Когда на следующий день были проявлены снимки, выяснилось, что Советский Союз создает на Кубе пусковые установки, предназначенные для 48 ракет типа СС-4 (ближнего радиуса действия) и 18 ракет СС-5 (среднего радиуса действия)... Находились ли на Кубе когда-нибудь ядерные боеголовки, остается вопросом» [Берге, 1998, с. 152— 153]. • Осенью 1980 г. в американских верхах обсуждались планы нанесения ядерных ударов по советским войскам в случае их вторжения в Иран с территории оккупированного Афганистана. Система взглядов на ядерное оружие и возможность его применения изменялась по мере его совершенствования и накопления. В первые десятилетия после его создания не отрицалась возможность победы, хотя признавалось, что победитель при этом понесет тяжелейшие потери. Затем проводимые исследования с 1960-х годов показали возможность разрушения при ядерной войне озонного слоя атмосферы и последующей биологической катастрофы. Последствия были названы феноменом «ядерной зимы». Ядерное оружие третьего поколения (нейтронная бомба) существенно менее опасно с позиции возможности возникновения «ядерной зимы». Тем не менее оно по-прежнему остается ведущим инструментом давления в геополитических спорах. В стратегии ядерного устрашения современной организации НАТО и в доктрине национальной безопасности России по-прежнему обосновывается необходимость сохранить «перспективу» использования атомного оружия первыми. США, Россия, Великобритания, Франция и Китай входят в «Атомный клуб». ЮАР отказалась от обладания ядерным оружием и демонтировала созданные ядерные устройства. Все Южное полушарие объявлено безъядерной зоной планеты. После поражения в войне в Персидском заливе Ирак был принужден Советом Безопасности ООН к демонтажу промышленного потенциала для создания оружия массового уничтожения. Вслед за безъядерными зонами в Латинской Америке и в южной части Тихого океана появились безъядерные зоны в Африке и в Юго-Восточной Азии. Более 100 стран стали участниками безъядерных зон [Давыдов, 1997, с. 52]. Главное внимание ядерных держав до недавнего времени было направлено на поиски путей отказа от ядерного оружия главных претендентов в «Атомный клуб» — Индии, Пакистана и Израиля. Индия и Пакистан в мае 1998 г. провели ядерные испытания (Индия — 5 испытаний на полигоне Покхаран, а Пакистан — примерно столько же испытаний на полигоне в горах Чагай). Израиль вообще негативно относится к проблеме международного контроля над его ядерной программой, хотя в настоящее время никакой ядерной угрозы для Израиля практически не существует. Союзнические отношения с США и фактические гарантии основ его безопасности лишают дальнейшие работы над военной ядерной программой убедительной мотивировки. Огромную угрозу миру составляет так называемое ядерное подполье. Как отмечает французский географ Жак Соппелса, от 25 до 30 государств мира обладают возможностями для создания ядерного оружия [8оррека, 1994, р. 11]. Угроза ядерного запугивания может также исходить от террористических организаций. Американский политолог Г. Алперовиц высказывал свое мнение относительно возможных сценариев развития геополитических событий после окончания Второй мировой войны: • Существование ядерных вооружений в некотором смысле помогло предотвратить большую войну, возможности их применения невелики — этот урок, усвоенный политиками в период «холодной войны», имеет большое значение для будущей геополитики. «Малые военные интервенции» (Вьетнам, Афганистан, Персидский залив) продемонстрировали ограниченную полезность ядерного оружия, исходя из финансовых, моральных и политических оценок. Поддержание массированного военного потенциала западными великими державами ведет к снижению их международной конкурентоспособности по сравнению со странами, которые не несут существенного военного бремени. В то же время реальной и непосредственной угрозой национальной безопасности является, конечно, ядерное оружие в руках безрассудной державы [Алперо-виц, 1994, с. 32-33].
Ви переглядаєте статтю (реферат): ««Атомная дипломатия» Г. Алперовица» з дисципліни «Геополітика та політична географія»