ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Геополітика » Каспійська нафта: економіка і геополітика

Вовлечение транснациональных иностранных компаний как элемент современной мифологии Каспия
Глубинным системообразующим фактором, стимулирующим геополитические игры вокруг Азербайджана, является все та же нефть, вызывающая особую активность многих развитых стран во главе с США на Кавказе, особенно в Азербайджане. Наиболее зримым проявлением этой активности является динамичный процесс вовлечения многонациональных иностранных компаний в освоение нефтяных месторождений Азербайджана. Этот процесс приобрел столь значительные масштабы, что деятельность компаний все больше приобретает значение самостоятельного экономико-политического фактора, воздействие которого на различные стороны азербайджанской политики стремительно возрастает.»Контракт века» — само его помпезное название, состав его участников, привлечение многих мировых деятелей и лидеров государств придало мифологии азербайджанской нефтедобычи реальные организационные очертания. Тем самым миру демонстрировалось возникновение нового супернефтеносного региона на Кавказе.
С этого момента данные о количестве нефтеуглеродных ресурсов, судя по многим публикациям, все больше завышаются. И делается это, надо полагать, не случайно, но с определенными политическими целями, сочетающими интересы внешних и внутренних сил. И самым интригующим здесь представляется вопрос о том, в чем заключается интерес Запада и западных компаний?
Прежде всего, обращает на себя внимание то обстоятельство, что западные страны пока фактически не нуждаются в азербайджанской нефти и стало быть, не заинтересованы в поставках каспийской нефти. Аналитики предполагают, что их активность в регионе, участие в нефтяных проектах обусловлены иными побуждениями — и, прежде всего, политическими, связанными с геополитическими интересами и соображениями.
Как известно, Запад стремится ограничить возможное влияние России на Европу, с одной стороны, и не допустить увеличения числа союзников Ирана с другой. Исходя из этих позиций, США и ряд европейских стран добиваются того, чтобы Азербайджан не оказался ни под влиянием России, ни Ирана. Наиболее же действенное средство удержания страны в узде — инвестиции в сырьевые отрасли экономики страны. К тому же эти инвестиции идут не из государственного кармана, но это не имеет принципиального значения, если страна, принимающая эти инвестиции, должна двигаться в русле требований страны, их дающей.
Политические интересы западных стран очевидны, как и их стремление придать значимость Кавказскому региону, повышая ценность своих действий. Впрочем, не менее важен и экономический аспект, и ни в коей мере не следует его преуменьшать.
В связи с этим требует внимания тенденция роста цен на нефтеуглеродные ресурсы мировой экономики, настойчиво проявляющаяся, несмотря на периодические колебания этих цен. Увеличение числа стран, вступающих в индустриальную полосу, будет закономерно вызывать рост потребления энергоресурсов в обозримой перспективе. Здесь-то и приобретает политическое значение то обстоятельство, что реальной альтернативы арабской нефти нет. Исследования, проведенные несколькими мировыми аналитическими агентствами, показывают, что до 70% мировой добычи нефти будет приходиться на арабские страны1, что указывает на растущую зависимость мирового сообщества от источников арабской нефти.
В этих условиях изменить ситуацию зависимости от арабских источников обычным набором экономических и политических инструментов оказывается бесперспективным. Здесь требуется создать ситуацию реальной конкуренции. И если ее нет, то очень кстати использовать в целях создания экономической альтернативы новый регион с суперзапасами нефти.

## Монитор. 1997. № 6. С. 25—26.

Именно такое впечатление вызывают у наблюдателей действия западных стран в Каспийском регионе. С одной стороны, поднимается пропагандистский шум вокруг каспийских месторождений (о реальном состоянии которых у большинства мировых нефтяных аналитических центров нет точных данных). А с другой стороны — придерживаются инвестиции, видимо, для того, чтобы обеспечить нужное поведение руководства прикаспийских стран. В этом контексте становится ясным, почему нужно, чтобы о нефтяных месторождениях Каспия много писали и говорили. И это отнюдь не означает реальной нефтедобычи, поскольку она может обнаружить реальное состояние нефтеуглеродных запасов, подобно той истории, которая произошла с месторождением «Карабах».

Доступ США и других стран Запада к каспийской нефти — по Тэлботу, важный фактор стратегической стабильности региона и «большая игра» на Кавказе и в Центральной Азии

Однако интерес к прикаспийским странам и, в частности, к Азербайджану и азербайджанской нефти не исчерпывается возможностями зарабатывать хорошие деньги, сорвать куш. Здесь прослеживаются серьезные геостратегические, геополитические интересы Соединенных Штатов. Заместитель госсекретаря США, ранее ведающий отношениями со странами СНГ, С. Тэлбот изложил позицию американского правительства в отношении государств Кавказа и Центральной Азии.
По мнению американского руководства, в настоящее время Евроатлантическое сообщество развивается, расширяется и простирается к западу от Атлантики и к востоку от Урала. Возникновение такого сообщества знаменует собой глубокий разрыв с прошлым для народов всех странах региона, но, прежде всего, — для народов Кавказа и Средней Азии, которые на протяжении длительного периода своей истории подвергались иностранному господству. Интерес США к этому региону, по словам Тэлбота, заключается в успешном проведении в этих странах и будет способствовать:
— аналогичному прогрессу других новых независимых государств (ННГ) бывшего СССР, в том числе России и Украины;
— стабильности стратегически важного района, граничащего с Китаем, Турцией, Ираном и Афганистаном и имеющего растущие экономические и социальные связи с Пакистаном и Индией;
— открытию ценного торгового и транспортного коридора вдоль «шелкового пути» между Европой и Азией (при условии сохранения мира между народами, живущими на территории от Черного моря до Памирских гор);
— и, главное, обеспечению доступа США и других стран Запада к запасам нефти, оцениваемым в настоящее время 200 млрд. баррелей.
Свою позицию в отношении этих государств американское руководство формулирует достаточно просто: пока они движутся в направлении политических и экономических реформ, основанных на известных моделях, путем национального и международного примирения, США будут их поддерживать. Эта поддержка имеет четыре измерения:
— продвижение демократии;
— создание свободной рыночной экономики;
— поддержка мира и сотрудничества стран региона;
— их интеграция в международное сообщество.
Обосновывая вышеизложенные приоритеты американского правительства, Тэлбот подчеркивал, что если граждане и растущий частный сектор будут иметь право голоса и возможность влиять на политику властей, если там установится верховенство закона, этим странам удастся привлечь иностранные инвестиции, в которых они отчаянно нуждаются.
Сами США за последние несколько лет уже выделили странам региона 2,2 млрд. долларов на удовлетворение насущных потребностей населения. В настоящее время Вашингтон переносит основной акцент с гуманитарной помощи на оказание помощи в целях развития.
Тэлбот специально остановился и на проблеме так называемой «большой игры» на Кавказе и в Средней Азии, под которой подразумевается, что события в этом регионе, обусловленные и движимые нефтяными интересами, определяются соперничеством великих держав — в ущерб народам региона.»Нашей целью является предотвращение и активное противодействие такому атавистическому положению вещей. Мы собираемся добиться совершенно обратного положения — чтобы все стороны на Кавказе и в Средней Азии, занимающие ответственную позицию, остались в выигрыше», — заявлял заместитель госсекретаря.
Что касается роли России в регионе, то Вашингтон считает, что исторически руководители России на протяжении веков испытывали ощущение безопасности и гордости лишь тогда, когда другие чувствовали себя слабыми, униженными и уязвимыми. Поэтому жизнеспособность СНГ будет во многом зависеть от того, будет ли оно развиваться как истинное содружество истинно независимых государств. Если же Россия будет пытаться прикрыть словом «содружество» нарушения независимости своих соседей, то тогда СНГ, по мнению американцев, будет заслуживать повторения судьбы СССР.»Одним из лозунгов нашего диалога с Россией является интеграция — интеграция в правильном направлении. Интеграция означает, что двери и преимущества международных институтов будут открыты для России, пока она идет путем реформ, в том числе в области отношений со своими соседями. Это созвучно той идее, которую США стараются донести до всех ННГ, наше присутствие само по себе может стать фактором, способствующим интеграции в правильном направлении», — заявил Тэлбот.
О том, что в США интерес к Кавказу серьезно растет, могут свидетельствовать слушания комитета по иностранным делам американского сената, которые были посвящены политике Вашингтона в отношении восьми ННГ Закавказья и Средней Азии (то есть Грузии, Армении, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Туркмении, Киргизии и Таджикистана). Главный вывод, к которому пришли участники, не блещет оригинальностью — южные республики бывшего Советского Союза становятся сферой приоритетных интересов США, что обусловлено прежде всего богатейшими нефтяными и газовыми месторождениями Каспийского моря, сопоставимыми с природными запасами Персидского залива. Стратегическая цель США, как она определена конгрессменами, — найти альтернативные источники энергии, уменьшая тем самым свою зависимость от не всегда предсказуемых и не всегда дружелюбных арабских шейхов.
Таким образом, интерес США к региону Кавказа и Средней Азии постоянно усиливается, главным образом благодаря энергетическим запасам Каспийского бассейна и стремлению, воспользовавшись нынешним положением России, расширить зону своего влияния в мире в ущерб Москве.
Основным сценарием осуществления своей политики в регионе Вашингтон выбрал версию укрепления демократии в государствах бывшего СССР, обеспечения мира между этими странами и развития свободной рыночной экономики, полагая, что его шансы на достижение своих интересов при осуществлении этого безупречного с моральной точки зрения сценария гораздо выше, чем у таких государств региона, как, например, Турция или Иран, и других стран Запада, не говоря уже о России, которая сама находится в начале перехода к рыночной экономике и демократии западного образца.
Таковыми представляются интересы западных стран в Каспийском регионе и, в частности, в Азербайджане. Пришедшее на смену Народного фронта новое руководство не могло не понимать, что и судьба Азербайджана, и исход карабахского конфликта будут решаться вовсе не на полях сражений. Для дипломатических же торгов необходимо иметь серьезные, веские аргументы. Вот тут-то в торге за Карабах значение решающего аргумента приобрела нефть — главное, едва ли не единственное достояние Азербайджанской Республики.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Вовлечение транснациональных иностранных компаний как элемент современной мифологии Каспия» з дисципліни «Каспійська нафта: економіка і геополітика»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Кредитний договір — основа кредитних взаємовідносин
Адресація повідомлень в системах електронної пошти
Формати файлів і протоколи передачі електронної пошти
Аудит нерозподіленого прибутку
Основні поняття системи супутникового зв’язку


Категорія: Каспійська нафта: економіка і геополітика | Додав: koljan (06.05.2013)
Переглядів: 551 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП