Концепция национальной безопасности Российской Федерации
Так, если отнести задачи подъема экономики, совершенствования системы государственной власти Российской Федерации, обеспечения равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России с другими государствами, формирования единого экономического пространства с государствами СНГ и другие к задачам в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, как это указано в Концепции', то в соответствии с этим же документом их обязаны решать органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, т. е. силовые структуры2.
Подобная подмена не просто безграмотна, но и по существу вредна, поскольку отражает стремление ряда ведомств решить свои проблемы силовыми методами или переложить ответственность с себя на силовые структуры так, как это уже неоднократно было на практике.
В то же время в тексте Концепции присутствуют разумные, правильные формулировки разделения указанных выше задач и выделение из них, помимо задач обеспечения национальной безопасности, тех, которые должны способствовать обеспечению национальной безопасности3. Последовательная ориентация на такой подход позволит избежать разноголосицы, противоречий и укрепить терминологическую дисциплину
Второй раздел Концепции содержит весьма серьезную оговорку, согласно которой «реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики». При такой формулировке жизнеспособность Концепции в целом как бы ставится под сомнение.
Кроме того, среди сфер обеспечения национальных интересов отсутствует такая важная сфера, как демографическая. Обоснование включения этого вида угроз не составило бы труда при столь очевидном явлении в России — депопуляции населения, тем более что Правительство РФ разработало проект Концепции демографической политики на период до 2015 г. Начиная с 1992 г. в стране происходит абсолютное сокращение чис-
1 См.: Концепция национальной безопасности Российской Федерации. М., 2000. С. 10.
2 См. там же. С. 19.
3 См. там же. С. 12.
ленности населения — на начало 2002 г. численность постоянного населения составила 144,0 млн человек против 148,3 млн человек в 1992 г. В 2001 г. число родившихся снизилось до 1,2 млн человек в год против 1,6 млн человек в 1992 г. Таким образом, актуальность быстрейшей разработки и утверждения доктрины демографической безопасности Российской Федерации и всего спектра сопровождающих ее документов и соответствующих деловых программ для ее обеспечения постоянно растет. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации демографические интересы не включены в систему национальных интересов и не подпадают под защиту в разделе третьем, где классифицированы угрозы национальной безопасности.
Тем не менее, являясь целостной интегрированной системой, адекватной определенному историческому периоду времени, Концепция предопределяет сущность и взаимоувязывает ряд государственных концепций (доктрин) безопасности более низкого ранга: «Военная доктрина Российской Федерации» (2000 г.), «Концепция внешней политики безопасности Российской Федерации» (2000 г.), «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации» (2000 г.) и др. Однако завершенной системы концептуального нормативно-правового регулирования в России еще не создано. Это сказывается на четкости, предсказуемости и эффективности проводимого государственной властью курса хотя бы в главнейших сферах деятельности.
Принципиальную правовую основу Концепции национальной безопасности страны представляют Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации «О безопасности», «Об обороне», федеральные конституционные и федеральные законы, а также международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Россией, регламентирующие сферу национальной, коллективной, региональной и глобальной безопасности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Концепция национальной безопасности Российской Федерации» з дисципліни «Введення в теорію національної безпеки»