Морской транспорт играет важную роль во внешнеэкономических свя-зях страны и служит одним из основных источников получения валютных средств. Россия имеет 43 порта, производственные мощности к-ых позволяют обеспечивать только 54% потребности переработки грузов, остальные экс-портно-импортные грузы перерабатываются в Прибалтике, Украине, Грузии. Ведущие 4 бассейна: 1. Дальневосточный (Ванино, Владивосток, Наход-ка), 2. Северный (Мурманск, Архангельск), 3. Балтийский (С-П, Калининград), 4. Черномрско-азовский (Новороссийск, Астрахань, Туапсе). *Каботаж – внутр. перевозки. Основные грузы, перевозимые морским транспортом: нефть, руды, стройматериалы, каменный уголь, зерно и лес. В связи с освоением природ-ных ресурсов Крайнего Севера и Дальнего Востока обеспечена круглогодич-ная навигация в Норильск, на Ямал и Новую Землю. Здесь наибольшее значе-ние имеют порты Дудинка, Игарка, Тикси и Певек. Приоритетами в развитии этой отрасли транспортного комплекса являют-ся: 1) системная производственная специализация торговых портов в пределах отдельных морских бассейнов и рациональное взаимодействие с железнодо-рожным и автомобильным транспортом; 2) развитие морских терминалов по перевалке экспортных грузов (нефти, нефтепродуктов, химических грузов, уг-ля) и контейнерных перевозок; 3) модернизация портов Северо-Запада и Дальнего Востока; 4) повышение конкурентоспособности судоходных нацио-нальных компаний. Эти мероприятия являются основой увеличения доли рос-сийского флота в перевозках внешнеторговых грузов и формирования новой высокодоходной отрасли в экономике России. Речной транспорт явился главным до конца 19 века. Сейчас он имеет не-большой удельный вес в грузо- и пассажирообороте России. Это связано с тем, что основные потоки массовых грузов осуществляются в широтном на-правлении, а большинство судоходных рек имеет меридиональное направле-ние. Также негативное влияние оказывает сезонный характер речных перево-зок. Речной транспорт уступает другим видам и в скорости движения. Но он обладает и преимуществами: более низкой себестоимостью перево-зок, требует меньших капитальных затрат на обустройство путей, чем сухо-путные виды транспорта. Основные виды грузов речного транспорта: минеральные стройматериа-лы, лес, а также нефть, нефтепродукты, уголь и зерно. Большая часть оборота речного транспорта приходится на европейскую часть страны. Важнейшей транспортной речной магистралью здесь является Волга с притоком Камой. На севере европейской части России заметную роль играют Северная Двина, Онежское и Ладожское озера, реки Свирь и Нева. Важное транспортное значение имеют Беломорско-Балтийский канал, Волго-Балтийский водный путь, канал имени Москвы (Москва – Волга) и Волго-Донской канал. В связи с освоением природных ресурсов на востоке страны возрастает транспортное значение Оби, Иртыша, Енисея, Лены и Аму-ра. Основной проблемой функционирования водного транспорта является проблема финансирования строительства новых судов, погрузочно-разгрузочной техники, ремонта и модернизации гидротехнических сооруже-ний, углубления фарватера и поддержания глубин, необходимых для исполь-зования судов «река–море», развития объектов инфраструктуры.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ТО морского и речного транспорта» з дисципліни «Територіальна організація населення»