Фактическими союзниками США и Япония стали, подписав в 1981 г. мирный договор и «договор безопасности». Главная цель ртих договоров — «отражение советской угрозы». Япония стала (срочно накачивать военные мускулы и к середине 80-х годов XX в. имела под ружьем более чем 260-тысячную армию хорошо обученных профессионалов, которые могли командовать различными группировками, соединениями войск — от взвода до корпуса. А сформировать вооруженные силы в Японии — дело нескольких дней или считанных недель: из резервистов, прошедших военную подготовку. Другой фактор, обусловливающий напряжение в отношениях с Японией — проблема демилитаризации сопредельных территорий. Россия осуществляет демилитаризацию своих дальневосточных территорий, включая и Курилы. По Токийской декларации, которую 13 октября 1993 г. подписал Б. Ельцин (эта ее часть носила закрытый характер), с Южных Курил были эвакуированы наши воинские части: стрелковая дивизия, артиллерийский полк и полк истребительной авиации. Их уход создал брешь в обороне границы1. С острова Хоккайдо пока не выведено ни одного солдата, а тем более танка. Япония буквально выполняет «рекомендации» Вашингтона, как вести диалог с русскими. В этом пакете «рекомендаций» есть такие позиции: проявлять осторожность в отношении любых советских предложений, касающихся выработки новой системы безопасности Азиатско-Тихоокеанского региона; Япония не должна на переговорах по территориальному вопросу ставить условием демилитаризацию четырех островов после их возвращения и обещать, что там не будут развернуты части «сил самообороны» или союзников (читай: США), и что не будет действовать «договор безопасности» (между США и Японией); американцы предписали японцам на переговорах избегать вопросов, касающихся изменения баланса сил в регионе; при обсуждении экономического сотрудничества желательна увязка проектов с конверсией в СССР, чтобы не допустить укрепления советской военной промышленности2. Совершенно ясно, что подобные «рекомендации» США направлены на то, чтобы сделать невозможным заключение мирного договора СССР с Японией. Итак «территориальный вопрос» был искусственно создан в годы «холодной войны» главным образом США, чтобы не допустить нормализации отношений двух стран-соседей. В сжатом виде можно представить аргументы России при ведении переговоров о «северных территориях»: 1. Курильские острова были в XVII в, открыты и осваивались русскими. Коренное население островов (айну) было приведено в подданство русского царя. Нельзя всерьез воспринимать утверждение, что Япония «открыла и освоила» Курильские острова еще в XVI в. Политика самоизоляции, которой Япония строго следовала на протяжении трех столетий, делала практически невозможными путешествия ее граждан. Япония не строила морские суда, способные ходить по океану. Первая экспедиция моряков Страны восходящего солнца к Курильским островам под командованием Т. Могами была организована в 1785 г. Они высадились на о. Итуруп, где, как говорилось в отчете экспедиции, их гостеприимно встретили русские. (Под нажимом западных стран Россия передала острова Японии, и айну были насильственно выселены на о. Хоккайдо, где подверглись ассимиляции или живут в резервациях, требуя возвращения на родные острова под юрисдикцию России). 2. Договоры 1855 и 1875 гг. обязывали обе страны развивать мирные, добрососедские отношения, но утратили силу после того, как Япония в 1904 г. напала на Россию, навязав ей с помощью Запада кабальный Портсмутский мирный договор, по которому она захватила Южный Сахалин. 3. Ялтинские соглашения законны. Их подписали и признавали сами американцы. «Ялтинские соглашения, — заявил на пресс-конференции 3 января 1946 г. Президент США Г. Трумэн, — это такие же соглашения, как и Потсдамские». Советская армия приняла капитуляцию на всех Курильских островах, «что вытекает из договоренности о передаче Курильских островов Советскому Союзу»3. 4. Япония начала и проиграла войну. Ее представители (как и немецкие) не могли быть направлены на Ялтинскую конференцию. Безоговорочно капитулировав, она признала решения союзных держа в-победительниц. Это признание распространяется и на четыре Курильских острова. Подписав в 1951 г. мирный договор в Сан-Франциско, Япония официально отказалась от Курильских островов. На издававшихся в разные годы американских географических картах, переизданных в 1969 г. в Японии, все Курильские острова, включая Хабомаи и Шикотан, изображены как единая территория, принадлежащая Советскому Союзу. В октябре 1956 г. в Москве была подписана декларация о нормализации советско-японских отношений, где, в частности, говорилось: «Идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая .интересы японского государства», Советский Союз соглашается... на передачу Японии островов Хабомаи и Шикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией4. Подписание этой декларации вызвало в Вашингтоне раздражение. Токио предупредили, что если мирный договор с Советским Союзом будет подписан на указанных условиях, американцы откажутся вернуть Японии оккупированный ими остров Окинаву. В 1960 г. японцы подписали с США новый «договор безопасности», направленный против СССР. В ответ Советское правительство в сложившихся условиях отказалось от передачи Японии ранее обещанных ей островов Хабомаи и Шикотан5. Полная нормализация отношений России с Японией сделает бессмысленным нахождение американских военных баз в этой стране, а также в Южной Корее и в других странах Азии, что ослабит позиции США. Японскую экономическую систему ряд специалистов называет «некапиталистической рыночной экономикой Японии». Японская система управления становится все более популярной на Западе. Один из важнейших принципов этой системы — все члены фирмы связаны узами взаимных обязательств в своего рода «семью». Быть членом «семьи» — значит руководствоваться принципом, согласно которому «семья» предполагает взаимную ответственность всех за благополучие каждого. Эта ответственность распространяется не только на рабочего, но и на менеджера, который, как «старший брат», должен заботиться о своих подчиненных. Пользуясь большой финансовой помощью США (применительно к Японии был разработан своеобразный план Маршалла), Страна восходящего солнца после Второй мировой войны добилась самых высоких в мире темпов развития промышленности и сельского хозяйства, прироста товаров и услуг. Среднегодовые темпы роста ВВП до 90-х годов XX в. составляли около 8—10%. Быстрый экономический рост Японии обеспечили многие факторы: ориентация на достижения человеческой мысли в новой техники, технологии, организации производства и менеджмента, исключительное трудолюбие народа, борьба за высочайшее качество производимой продукции, жесткая экономия. Эти и другие факторы обусловили «японское экономическое чудо» и позволили островному государству к концу 80-х годов XX в. занять второе место в мире (после США) по производству ВВП. Если принять валовое накопление основного капитала в США за 100%, то в Европе оно составляет 75—85%, в России — 9%, а в Японии — 13б%6. Валовое накопление капитала — это прибыль предприятий, свободные средства людей, банков. Если этих средств много, то цена товара снижается. Тогда кредит становится дешевым, идет быстрое воспроизводство прибыли на вложенный капитал, экономика бурно развивается. Большое влияние оказывает Япония на динамично развивающийся Азиатско-Тихоокеанский регион. Экономическим рост здесь до конца XX в. был самый высокий среди всех регионов мира. Почти во всех странах Восточной Азии за последние 20 лет ежегодный прирост экономики составлял в среднем более 6%, а порой достигал и двузначных чисел. В 1997 г. совокупная экономика 18 стран АТЭС превышала половину мирового ВВП и обеспечивала более 40% мирового экспорта. В 1978 г. объем торговли США с Азией впервые превысил объем их торговли с Европой. В 1997 г. это превышение достигло 1,5 раза, а в начале XXI в., как полагают эксперты, оно станет двукратным7. Большую роль в таком развитии сыграла Япония с ее опорой на научно-технический прогресс, на разработки новых моделей промышленного производства, новых форм организации труда и менеджмента. С большой долей вероятности можно предположить, что в XXI в. динамизм экономики АТР перейдет в сопредельные с этим регионом страны: Индию, Пакистан, республики Средней Азии. Однако в середине 90-х годов, вслед за многими странами Запада и Юго-Восточной Азии Япония стала вползать в полосу депрессии, Началось медленное и болезненное снижение производства товаров и услуг. Темпы роста экономического развития топчутся около 2%. Дефицит энергии экономического роста, криминализация производства, хроническое падение курса иены Свидетельствуют о том, что послевоенный бурный экономический рост и связанный с ним такой же бурный рост уровня жизни позади. Японское «чувство превосходства» покатилось вниз. Об этом говорят социологические опросы. Если в 1978 г. лишь 15% японцев считали себя несчастными, то в 1998 г. их число достигло 23%. Довольных жизнью в 1998 г. было менее 47% из числа респондентов8. К середине 90-х годов Японию настигает могучий сосед — Китай. Отношение валютных резервов к ВВП падает с 25 до 17— 1К°6. Накопление валютных резервов, как следствие послевоенного бурного экономического роста, к концу XX в. значительно упало. Эта тенденция стала характерна для многих стран Азии и Европы: Японии и Кореи, Китая и Тайваня, Италии и ФРГ.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Роль «третьей силы»» з дисципліни «Геополітика»