Преднаучные искаженные взгляды на природу. Средневековая схоластика
При феодализме были как бы заморожены, законсервированы ростки начавшегося ранее процесса дифференцирования наук; этот процесс остановился в связи с тем, что стимулы технического, а значит, и естественнонаучного развития, фактически тогда отсутствовали полностью. Исторический процесс совершался очень медленно, при господстве консерватизма как в технике, так и в науке. Отдельные вспышки научной мысли (арабы, Средний Восток) лишь сильнее оттеняли общий застой в науке и технике того времени. Однако благодаря торговым и культурным связям со странами Востока в Средние века, как отмечает Энгельс, интенсивно шел процесс освоения изобретений Востока, а потому со Средневековьем связана более высокая ступень по сравнению с античностью в развитии промышленности и торговли. В Средние века «масса изобретений (и импорт изобретений с Востока)... доставили, хотя еще в неупорядоченном виде, массу научных фактов, о которых никогда даже не подозревала древность» [20, с. 506]. Когда же в эпоху Возрождения появились мощные стимулы к развитию науки и техники, связанные с бурно растущими потребностями производства и зарождением буржуазного общества, то прерванный на тысячелетие, но логически уже вполне подготовленный процесс дифференциации наук стал быстро продвигаться вперед, начиная примерно от того самого пункта, на котором 375
он застыл etne накануне перехода общества к феодализму. От некогда единой философской науки окончательно отпочковывались одна за другой отдельные частные науки: сначала группа математических наук (математика, механика, астрономия), которые фактически уже приобрели самостоятельность еще раньше, затем в XVII в. — физика и химия, позднее — биология и геология, а уже в XIX в. — антропология или естественная наука о человеке. Таким образом, само развитие науки, диалектический ход познания гораздо раньше подошел к более высокой ступени развития, чем практика выдвинула свои запросы, которые стимулировали бы переход на эту ступень. Поэтому весь процесс развития был задержан надолго, хотя, повторяем, логически он был вполне подготовлен. Когда же появились соответствующие потребности техники, дальнейшее развитие вновь начало совершаться в соответствии с общим диалектическим ходом научного познания, Все это означало, что диалектика познания, дождавшись, наконец, истории, начинала функционировать сообразно ее собственной (внутренней) логике. В условиях средневекового общества в странах Западной Европы отрицательное воздействие на прогресс науки шло еще и по другому каналу, связывающему науку с жизнью общества, с его материальными и духовными потребностями и запросами. При господствующем положении римско-католической церкви и ее религиозного мировоззрения официальная наука не могла не выродиться в некий придаток этого мировоззрения, предназначенный для того, чтобы «научными доводами» подкреплять веру в бога и божественное чудо. Всей системой господствующей церковно-религиозной идеологии официальная наука ставилась в зависимое положение от теологии, а потому и не могла сделаться настоящей наукой, не могла развиваться как подлинное знание природы и ее законов, основанное на опытном исследовании. В соответствии со своим собственным книжно-текстологическим способом аргументации и доказательства, церковная идеология заставляла официальную науку довольствоваться лишь методом сличения текстов, дабы она могла обнаруживать истину не в соответствии с тем, что существует реально, в природе, а в соответствии с тем, что по данному вопросу писали такие авторитеты, как Аристотель. При этом учение Аристотеля было обработано и фальсифицировано в духе господствующего религиозного мировоззрения. Отсюда понятно, что «научные» представления в западно-европейском Средневековье часто тесно переплетались с религиозными. Это отмечает Энгельс, например, в отношении средневековой алхимии. В «Людвиге Фейербахе...» он пишет: «Стремление Фейербаха построить истинную религию на основе материалистического по сути дела понимания природы можно уподобить попытке толковать современную химию как истинную алхимию. Если возможна религия без бога, то возможна и алхимия без своего философского камня. К тому же существует очень тесная 376
связь между алхимией и религией, философский камень обладает многими богоподобными свойствами, и египетско-греческие алхимики первых двух столетий нашего летосчисления тоже приложили свою руку при выработке христианского учения, как это показывают данные, приводимые Коппом и Бертло» [21, с. 293]. Ту же по существу мысль Энгельс высказывает в «Анти-Дюринге», где он критикует того, «кто после открытия и установления законов современной химии вздумал бы воскресить старую алхимию и пожелал бы воспользоваться атомным весом, молекулярными формулами, валентностью атомов, кристаллографией и спектральным анализом единственно для того, чтобы открыть... философский камень» [20, с. 277]. Не только алхимия с ее философским камнем оказалась в прямой связи с теологией, прямо подчиненной ей. В таком же положении оказались тогда и другие отрасли знания, выродившиеся в соответствующие придатки теологии: астрономия выродилась в астрологию с ее гороскопами, математика — в кабалистику чисел, физика — в магию и т. д. Однако было бы неправильным перечеркивать тысячелетний период западноевропейского Средневековья и не замечать того, что хотя и медленно, страшно медленно, но все же в течение этого исторического периода совершался исторический прогресс, подготовивший бурное развитие общества в Западной и Средней Европе, начиная с эпохи Возрождения. Критикуя антиисторизм домарксистских мыслителей Нового времени, Энгельс писал: «На средние века смотрели как на простой перерыв в ходе истории, вызванный тысячелетним всеобщим варварством. Никто не обращал внимания на большие успехи, сделанные в течение средних веков: расширение культурной области Европы, образование там в соседстве друг с другом великих жизнеспособных наций, наконец, огромные технические успехи XIV и XV веков. А тем самым становился невозможным правильный взгляд на великую историческую связь...» [21, с. 287, 288]. Среди материалов «Диалектики природы» имеется фрагмент, содержащий хронологический перечень некоторых важных изобретений, начиная от пожарного насоса и водяных часов, изобретенных около 200 г. до н. э., и кончая самопрялкой и водолазным колоколом, изобретенными в 30-х годах XVI в. На XIII, XIV и XV вв. приходятся следующие изобретения. Вторая половина XIII в. — очки, стеклянное зеркало, соление селедок, шлюзы, часы с боем во Флоренции, бумага из хлопка во Франции. Начало XIV в. — бумага из тряпья; его середина — вексель; 1390 г. — первая «бумажная мельница» в Германии. Начало XV в. — уличное освещение в Лондоне; почта в Венеции, гравирование на дереве и печатание; середина XV в. — гравирование на меди. 1464 г. — верховая почта во Франции, 1471 г. — серебряные копи в саксонских Рудных горах, 1472 г. — клавесин с педалью. Конец XV в. — карманные часы, духовые ружья, ружейный замок. 377
Таким образом, к началу эпохи Возрождения историческое развитие продвинулось далеко вперед по сравнению с тем уровнем, на каком оно стояло в течение раннего западноевропейского Средневековья.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Преднаучные искаженные взгляды на природу. Средневековая схоластика» з дисципліни «Марксистка концепція історії –XIX століття»