Два аспекта изучения предмета естествознания и его истории
Общую структуру естествознания, историческое развитие которого составляет предмет марксистской концепции, можно рассматривать в двух основных аспектах: предметном и методологическом. Оба эти аспекта позволяют прослеживать развитие науки как в разрезе ее внутреннего содержания в целом, в смысле взаимодействия между собой обоих аспектов, так и в разрезе каждого аспекта, выделенного как нечто относительно самостоятельное. Образно мы могли бы первый (предметный) аспект естествознания рассматривать как горизонтальный (отдельные естественные науки располагаются в строчку), второй (методологический) — как вертикальный (отдельные ступени познания одного и того же предмета располагаются столбцом). Выше был отчасти рассмотрен предметный (горизонтальный) аспект общей структуры естествознания. Развитие науки, взятое в этом аспекте, двигалось от разобщенных отраслей естествознания к раскрытию их переходов друг в друга, их взаимного проникновения и образованию переходных (промежуточных) научных дисциплин. Методологический (вертикальный) аспект предполагает прежде всего исследование двух последовательных 103
ступеней — эмпирии и теории. Начинается развитие науки с формирования ее эмпирического фундамента, с установления фактов. На основе эмпирических исследований строятся теоретические обобщения и выводы. Следовательно, здесь историческая и вместе с тем логическая последовательность такова: сначала собираются и накапливаются факты, эмпирические данные, а затем они приводятся в определенный порядок и систематизируются соответственно их внутренней, закономерной связи. В связи с этим Энгельс подчеркивал в «Людвиге Фейербахе...», что «если до конца прошлого (XVIII.—Ред.) столетия естествознание было преимущественнособирающей наукой, наукой о законченных предметах, то в нашем веке оно стало в сущности упорядочивающей наукой, наукой о процессах, о происхождении и развитии этих предметов и о связи, соединяющей эти процессы природы в одно великое целое» [21, с. 303]. Таким образом, и здесь развитие естествознания прослеживается Энгельсом в аспекте перехода от первоначального метафизического взгляда на изучаемый предмет к сменившему его диалектическому по существу взгляду на тот же предмет. Легко видеть, что переходу от чисто эмпирической к более высокой стадии развития естествознания, на которой достигается построение теории, соответствует переход от изучения явлений к проникновению в их сущность. Очевидно, что этот процесс проходил не одновременно во всех отраслях естествознания: чем более сложным оказывался изучаемый предмет, представленный данной формой движения материи, тем позднее во времени начиналось проникновение в его сущность. В XVIII в. из всех естественных наук известной законченности достигла только механика, точнее — механика тяжести. «Химия существовала еще в наивной форме, основанной на теории флогистона. Биология была еще в пеленках...» [21, с. 286]. Это показывает, что по степени развитости каждой отдельной отрасли естествознания предмет естествознания оказывался внутренне неоднородным, развитым неравномерно. При этом раскрывается определенная связь между логикой познания той или иной формы движения и всем ходом исторического развития естествознания, о чем речь будет идти ниже в связи с анализом соотношения между историческим и логическим. В заключение этого параграфа заметим, что Энгельс подразделял все современное естествознание по внутренней структуре на две основные части: эмпирическоеестествознание (см. [20, с. 366, 370, 511; 21, с. 304]) и теоретическое естествознание (см. [20, с. 13, 14, 367, 369, 370]). Очевидно, что обе части естествознания столь же нераздельны между собой и взаимопрони-кают друг в друга, как и изучаемые ими стороны самой действительности — явления природы и их сущность. Поэтому подобное подразделение естествознания Энгельсом следует понимать как 104
сугубо относительное, учитывающее, что наука имеет дело и с фактами, и с их обобщением. Таков методологический (вертикальный) аспект анализа предмета естествознания и рассмотрения его в историческом движении. В дальнейшем мы будем подробно разбирать именно этот аспект предмета естествознания и его истории, а затем перейдем к разбору другого аспекта, связанного с изучением форм движения материи и истории их познания. Ведь выбор правильного метода при изучении данного предмета — основа и залог действительного движения мысли от явления к сущности, что и составляет суть научного исследования.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Два аспекта изучения предмета естествознания и его истории» з дисципліни «Марксистка концепція історії –XIX століття»