Как это ни парадоксально, но именно Франция, где паровая машина представляла собой импортированное из-за границы новшество, а не Англия, где она родилась, первой начала серьезное научное изучение ее действия как Развитие отдельных отраслей науки в XVIII и XIX веках 327 средства превращения теплоты в механическую работу. Основная трудность заключалась в преодолении традиционного представления о теплоте. Как мы уже видели (стр. 322), теплоту путали с огнем; даже необходимая для жизни животного теплота приписывалась невидимому огню4,87. В XVIII веке юна рассматривалась как материальная субстанция, «субстанция теплоты» Блэка, которую Лавуазье позднее окрестил «теплородом». Хотя попытки взвесить ее потерпели неудачу, это говорило только о том, что она представляла собой невесомую жидкость, подобную электричеству или свету 5Б3. Лавуазье {стр. 349) показал, что такая концепция находилась в полном согласии с его идеей получения теплоты посредством химических соединений, в частности соединением с кислородом при горении или в живом организме. Тем не менее одновременно существовало также и совершенно другое традиционное представление о теплоте как о форме движения, а не как осубстанции, и такое представление было даже еще более ранним. Опыт многих столетий по получению огня трением и использование кузнечного молота показали, что сила могла быть превращена в теплоту; к тому времени паровая машина доказала, что теплота в свою очередь могла быть превращена в силу. Однако для того, чтобы выявить количественную взаимосвязь между теплотой и механической работой, также потребовалась паровая машина, машина «для подъема воды с помощью огня». Первая паровая машина Ныокомена чуть не потерпела неудачу, поскольку количество полученной от нее работы едва могло оплатить потреблявшийся ею уголь, который в местах, отдаленных от шахт или морского побережья, был очень дорог. Лошадь могла сделать ту же самую работу дешевле. Сам Уатт, чтобы определить ту сумму, которую он собирался взимать за использование его машин» измерил количество работы, выполняемой лошадью, в футо-фунтах (килограмметрах) в единицу времени и выразил мощность машин в своей новой универсальной единице—лошадиной силе. Для того чтобы продать свои машины, фирма Болтон и Уатт изобрела остроумный способ, предложив установить и обслуживать их бесплатно, но взимать в свою пользу отчисления в размере одной трети экономии в стоимости топлива—или корма—по сравнению со стоимостью топлива—или корма,—необходимого для эксплуатации машины Ныокомена или лебедки с конским приводом. Обратное превращение лошадиной силы в теплоту было впервые продемонстрировано в 1798 году графом Румфордом в Мюнхене (стр. 300). Всегда интересуясь явлением теплоты, в частности в связи с ее экономическим использованием, он первый заметил, а затем и измерил теплоту, непрерывно выделявшуюся при сверлении пушек. Показав, что из ограниченного количества материи может быть получено неограниченное количество теплоты, он успешно опроверг материальную теорию теплоты, но этого было еще недостаточно, чтобы утвердить противоположную теорию.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Упрочение теории теплорода» з дисципліни «Наука в історії суспільства»