Начало XVIII века было по преимуществу временем, благоприятствовавшим освоению и отражению огромного научного прогресса XVII века. Перед философами XVII века стояла задача доказать существование альтернативы для средневековой классическо-религиозной картины мира, которую они и нашли в пророческих трудах Бэкона и Декарта, провозгласив победу новой науки. Философы XVIII века, с другой стороны, могли принять научную картину мира, данную им Ньютоном, как аксиому. Их задачей было расширить и примирить ее открытия—и, в еще большей степени, ее настроения—с политической и экономической системой, начинавшей складываться в их время. Вначале они проповедовали благожелательное отношение к признанию нового, рационального порядка. Локк, будучи сам ученым и врачом, целиком отрицал сверхъестественное н приветствовал власть закона—научного закона Ньютона и гражданского закона, установленного конституционной революцией 1688 года. Лейбниц при всех своих математических и философских способностях и деятельности в пользу установления мира в Европе по самому существу своему представлял собой тип средневекового мыслителя. Он выдвинул доктрину «предустановленной гармонии», мало чем отличавшуюся от Провидения церковников, и провозгласил тезис, что «все к лучшему в этом лучшем из миров»5-533. Тем не менее этот мир не оставался неизменным. Филоссфы последующих времен понимали, что в этой безмятежной картине не все в порядке. Идеалист ирландец Беркли отрицал, в интересах сфициальной религии, всякую иную реальность мира и науки, кроме существующей в глазах бога. Идея эта не пользовалась в то время особой популярностью, однако она должна была стать основой для реакции в XX веке. Гораздо больший успех имел скептик Юм, доказывая, что мы ни в каком знании не можем быть уверены, причем он относил это, в частности, и к религиозным догматам. Циник Вольтер пошел еще дальше и повел наступление на самую церковь во имя разума и благожелательности (benevolence). По мере приближения конца XVIII века философия все больше склонялась к занятиям социальными н экономическими реформами и подготовкой почвы для французской революции (стр. 550 и далее).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Новый порядок в философии» з дисципліни «Наука в історії суспільства»