Результаты работы Тихо Браге получили несравненно большее значение для прогресса науки после разработки их Кеплером. Кеплер был сыном бедных родителей, и жизнь его представляла сплошную цепь борьбы и лишений, которым он отчасти обязан своему странному характеру. Он явился первым крупным протестантским ученым, хотя проработал большую часть своей жизни в католических странах. В нем самым необычным образом сочеталось фантастическое воображение, серьезно зараженное кабалистикой, со скрупулезной честностью в отношении точности проводимых им измерений и вычислений. Главной побудительной силой его работы было мистическое стремление проникнуть в тайны вселенной, как об этом свидетельствует заглавие его первого труда: «Mysterium Gosmologium» (/Тайна Вселенной».—Яерев.)4*63. Однако он должен был зарабатывать себе на жизнь, а он говорил: «Бог обеспечил всякое животное своими средствами существования—астрономов же он обеспечил астрологией». Кеплер был ассистентом Тихо Браге в последние годы «го жизни, когда тот работал в шарлатанском алхимико-астрологическом институте, основанном в Праге императором Рудольфом IL Уже само по себе существование активных и субсидируемых научных исследований в Польше» Дании и Богемии являлось признаком нового экономического развития, которое переживали в тот момент эти страны, находившиеся на окраинах феодальной Европы, Здесь Кеплер пытался найти наилучший способ изобразить движения планет одинаковой кривой. Коперник не мог еще избавиться от кругов и эпициклов, однако они были не только грубыми, но к тому же не могли соответствовать новым, точным наблюдениям. После многих неудач Кеплер нашел, что единственным объяснением для наблюдаемого им движения планеты Марс мсгло быть то, что орбита ее представляла собой эллипс, в фокусе которого находилось Солнце. Идея эллиптических орбит не была абсолютно новой; о ней говорил уже в XI веке Арзахель (1029—1087) из Толедо, который, однако, основывался на совершенно неверных данных. Успех Кеплера объясняется тем, что он жил в такое время, когда астрономические данные были достаточно точными для того, чтобы показать, что ии круг, ни комбинации кругов ие соответствуют этим данным; вместе с тем они небыли настолько точны, чтобы обнаружить, что орбиты представляли собой не строгие эллипсы, а более сложные кривые, что было объяснено лишь Эйнштейном. Гипотеза эллиптических орбит и оба других закона, с помощью которых Кеплер объяснил скорость движения планеты, обращающейся по своей орбите, «е только устранили главное возражение астрономов против гипотезы Коперника, но и нанесли смертельный удар по взглядам Пифагора—Платона, считавших что небесные светила могли совершать только идеальные, то есть круговые, движения,—взглядам, которых придерживался даже Коперник. Однако эти чисто астрономические расчеты Кеплера не были решающим элементом, произведшим великую революцию в умах людей, которая привела к совершенно новому взгляду на вселенную, хотя им и суждено было стать основой наблюдений количественного динамического объяснения, разработанного позднее Ньютоном (стр. 262 и далее).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Кеплер» з дисципліни «Наука в історії суспільства»