Ученые ислама в общем восприняли и систематизировали знания поздне-классического периода. У них не было большого желания совершенствовать их; еще меньше им хотелось подвергать их коренной переработке. Как выразился аль-Бируни (970—1048), «мы должны ограничиться тем, с чем имели дело древние, и совершенствовать то, что можно усовершенствовать»3-3-376. Хотя ученые специализировались в различных областях науки, последняя, тем не менее, представляла единство, сцементированное философией. В науку входили такие парные дисциплины, как астрономия и медицина, объединенные более или менее признанной астрологией, которая служила связующим звеном между гигантским внешним миром, или вселенной (макрокосмосом) % и малым внутренним миром человека (микрокосмосом). Филосс-фня как таковая была под подозрением. Примирить ее с Кораном было нелегко. Благочестивые* мусульманские схоласты, конечно, делали такие попытки, но это вызывало недовольство приверженцев ортодоксальных взглядов. Предупреждением о тщетности такой попытки явилась книга аль-Газали (1058—1111) «Опровержение философов». Несмотря на остроумный ответ Ибн-Рошда (1126—1198), мпогозлобивого Аверроэса, в его «Опровержении опровержений», предупреждение оставалось в силе и неизбежно имело своим следствием появление учения о двух истинах: высшей—духовной и низшей, постигаемой разумом, которое в конце концов повлекло за собой бесплодие науки в странах ислама, как это в свое время произошло у греков-христиан. Полная неудача попыток примирить науку с устойчивыми особенностями мусульманской религии была, очевидно, главной причиной увядания науки в последние века существования ислама, который в культурном и интеллектуальном отношении переживал застой. В период наибольшего расцвета арабской науки в IX, X, XI веках эти факторы не проявлялись с такой силой. Можно действительно прийти к выводу, что некоторые, даже крупные ученые считали, что существование религии само собой разумеется и что ей не следует вмешиваться в область науки. В дальнейшем единство науки обеспечивалось традицией энциклопедизма, которая побуждала всех крупных и многих второстепенных мусульманских писателей составлять исчерпывающие трактаты, как, например, «Изложение астрономии» аль-Фергани (ум. ок. 850 года) и крупные собрания сочинений по медицине—«Howei Liber Continens» Разеса (865—925), «Канон» Авиценны н «Коллигет» Аверроэса, которыми в Европе XVII века все еще пользовались в качестве учебников. Эта тяга к энциклопедизму представляла собой тоже большую ценность, поскольку широкое объединение научных знаний, полученных из других стран, обеспечивало арабской науке определенное преимущество над наукой классической эпохи. Арабы могли не только опираться на традицию в астрономии и математике стран Месопотамии, которая продолжалась непрерывно со времени Вавилонского царства, но также сознательно использовать древнюю мудрость Индии и, в меньшей степени, Китая.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Характер науки ислама» з дисципліни «Наука в історії суспільства»