Как только церковь стала могущественной, располагающей в то же время средствами оказания покровительства и имеющей возможность подвергать наказаниям, язычники, по крайней мере в городах, были вскоре обращены в новую веру. Во всяком случае, они слабо сопротивлялись. Поклонение олимпийским богам к этому времени утратило свой ревностный характер и продолжалось лишь по традиции, в подражание господствующему классу. Что касается философии, то в самом христианстве можно было обнаружить почти любую школу. Церковь нетерпимо относилась лишь к такой философии, которая была независима от христианского откровения. Однако обычно она не подавляла ее открыто. Убийство женщины-математика Гипатии было совершено не в политических7 целях, а из-за фанатизма монахов. Более типичным явлением для конца классической науки было закрытие в 529 году н. э. великим христианским императором Юстинианом афинских философских школ. Последним профессорам было разрешено отправиться в Джундишапур, в новый университет персидского царя Хосрова (стр. 156). Новая среда оказалась слишком чуждой для них, и царь отослал их назад с условием, что им не будет причинено никакого вреда. Более знаменательным событием, оказавшим влияние на будущее, было обращение в христианство философа, известного в наше время под именем Иоанна Филопона (530 год н. э.), произошедшее примерно тогда же. Обращение было искренним, впоследствии он присоединился к своего рода христианской партии действия в Александрии под названием «Филопены», или «любители беспокойств» («trouble lovers»), члены которой в основном были заняты «борьбой против языческих профессоров и время от времени нападали на последние храмы египетских богов». В конце концов он зашел слишком далеко и впал в ересь гипертринитариев. В своем отрицании языческой философии Филопон имел смелость отвергать даже Аристотелеву теорию движения и создал свою «теорию импульсов», которая позднее, получив известную поддержку у арабов и схоластов (стр. 179), привела к созданию Галилеем современной теории динамики (стр. 232).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Конец язычества» з дисципліни «Наука в історії суспільства»