Платон, будучи богатым молодым афинским аристократом, попал под влияние Сократа в то время, когда ввиду восстановления демократии его политические стремления, казалось, были навсегда пресечены2,5. Он решил посвятить свою жизнь философии с тем, чтобы указать людям дорогу к лучшей жизни путем выработки принципов совершенного государства. Это привело его на путь идеализма в философии, и действительно он навсегда стал величайшим его представителем. Ибо, хотя Платон, конечно, не был первым идеалистом, он смог изложить свои взгляды в форме диалогов с такой красотою и убедительностью, которая никогда не была превзойдена в философских сочинениях. На самом деле красота изложения мешала последовавшим поколениям людей увидеть уродливость выраженных в них идей. Главной политической целью Платона, нашедшей свое отражение прежде всего в «Государстве» и в «Законах», является разработка такого государственного устройства, при котором все старые привилегии аристократии—лучших людей—были бы сохранены навсегда и которое вместе с тем могло быть приемлемо для низших слоев. За вдохновением он обратился к Спарте, где совместная казарменная жизнь граждан предохраняла их, как полагали, от подкупа и политических интриги помогала держать илотов2**8 в повиновении, хотя она явно не смогла обеспечить первого и в конце концов также и второго. Платон делил граждан своего государства на четыре разряда: правителей, философов, которые управляют, воинов, которые защищают, и людей, которые исполняют всю работу. У правителей все должно было быть общим, они не могли иметь семей. Простому народу разрешалось иметь эту роскошь, но власть ему совершенно не давалась. Это деление на классы должно было быть вечным и оправдываться мифом или «благородной ложью» о том, что бог сотворил людей четырех видов—золотого, серебряного, медного и железного. Это и есть четыре цвета—желтый, белый, красный и черный,—которые уже появлялись в элементах тела (стр. 111) и которые являются также варна-ми первоначальных каст Индии: брахманов (мудрые), кшатрия (воины), вайшья (земледельцы) и шудра (неприкасаемые). Корнфорд, однако, утверждает, что Платон не мыслил классовыми понятиями и что каждый класс подбирался таким образом, чтобы наиболее подходить для исполнения своих обязанностей. 8 Дж. Бернал 114 Наука в древнем мире Однако отрывок, который он цитирует, вряд ли подтверждает это. В аллегории Платона говорится: если правители найдут, что металл их ребенка находится в сплаве с железом или медью, «они должны без малейшей жалости определить ему положение, соответствующее его природе, и отослать его в среду ремесленников и земледельцев. И если, напротив, в этих классах родится ребенок, состоящий из золота и серебра, они возвысят его в соответствии с его ценностью, чтобы он был правителем»2-12*133. Это ясно показывает, что обычно классы были наследственными, но что Платон, подобно современным английским правящим классам, достаточно хорошо понимал, что позволение ограниченному чИслу талантливых выходцев из низших слоев проникнуть в высшие классы является надежнейшим способом увековечить господство этих классов. Посредством этой строгой классовой системы Платон надеялся найти совершенную и, самое главное, устойчивую форму правления. Правители несли бы какую-либо ответственность не перед своими семьями, а лишь перед государством, а также не имели бы никаких материальных забот или стремлений. Их должны были бы также обучать философии, математике и музыке, которые, как он полагал, помогут воспитанию в них высшей благожелательности. Таким путем он надеялся присовокупить к спартанскому устройству общества некоторую долю памятной славы Афин эпохи Перикла, где в течение нескольких лет новая демократия вверяла управление городом культурной группе состоятельных граждан. Платон надеялся, что его политические взгляды будут приняты, если найдется правитель, являющийся одновременно философом или способным стать таковым в результате обучения. Последний раз он попытался найти такого правителя в лице Дионисия Младшего, тирана Сиракуз, но ни этот правитель, ни его двор не смогли одолеть требований, необходимых при обучении математике. Последующие поколения по-разному судили о государстве Платона. В средние века по сравнению с произвольным и никчемным правлением безграмотных королей и вельмож оно казалось прогрессивным идеалом, особенно ввиду того, что его теория была изложена такой прекрасной и убедительной прозой. В наше время, однако, мы видим в ней наиболее отталкивающее предопределение поддержки классового господства капиталистов2"10, отголосок которого мы находим в фальшивом «корпоративном государстве» фашистов. Для подкрепления своей главной мысли в отношении идеального города и в то же время для оправдания существования его правителей-философов Платон использовал взгляды Пифагора и Парменида (стр. 106), превозносивших познание абсолютных истин, которые являются неизменными, логическими н математическими. Подчеркивание споров о словах и их подлинных значениях должно было придать словам реальность, независимую от вещей и действий, к которым они относились. Так как существует слово, обозначающее красоту, то и сама красота должна быть реальной. Действительно, слово «красота» должно быть даже более реально, чем любая прекрасная вещь. И это потому, что ни одна красивая вещь не обладает совершенной красотой, и отсюда суждение о том, красива она или нет, является делом мнения, так как слово «красота» не содержит ничего, кроме самого себя, и должно существовать независимо от чего-либо в этом изменчивом и несовершенном материальном мире. Те же самые логические положения относятся и к конкретным вещам: камень вообще должен быть более реальным, чем какой-нибудь отдельно взятый камень.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Платон» з дисципліни «Наука в історії суспільства»