Эта идеалистическая реакция в греческой мысли выразилась в новых технических приемах логики, илн оперирования словами (=logoi). Политическая жизнь Афин в эпоху демократии придала искусству спора и ораторскому мастерству еще большее значение, чем они имели в большинстве греческих городов (стр. 98); эти приемы являлись признанным путем к славе и богатству. Это возбудило повышенный интерес к словам и их значениям. Господство над народом с помощью слов стало приносить большие плоды, чем господство над вещами с помощью работы. Целый новый класс профессиональных мудрецов— софистов—появился для того, чтобы обучать этому пути к успеху тех, кто был согласен платить. Наиболее знаменитый из пих,Протагор, памятен своим высказыванием: «Человек—мера всех вещей», выражающим примат общего согласия людей над любым абсолютным знанием. Противником его был сам Сократ, развивший метод аргументации, при котором, задавая целый ряд вопросов с целью выявления знаний своего противника, он мог в очень короткий срок дать понять слушателям, что противник его не знает того, о чем говорит. Для Сократа главной целью человека являлись индивидуальные положительные качества или добродетель, которая сама собой должна быть результатом познания. И греческое слово для понятия добродетели, arete, и латинское virtus первоначально относились к понятию воинственного мужества. Арес был богом войны. Понадобилось много времени для того, чтобы значение это смягчилось, образовав понятие идеала гражданственности, и еще больше времени для перехода к понятию христианской кротости. Согласно Сократу, знание, которое вело к добродетели, не было физическим знанием или, действительно, чем-нибудь, что можно было изучить; оно было скорее отрицанием всякого мнения и упованием на внутреннюю интуицию. В этом он напоминал своего современника, китайского илофсофа Лао-цзы, который также скептически относился к общему согласию и также твердо придерживался понятия внутренней естественной истн пы. Сократ имел своего собственного «доброго гения», вдохновлявшего его в критические моменты. Трудно сказать, каковы были его собственные взгляды, Железный век Классическая культура ИЗ так как он ничего не писал и почти все, что мы знаем о нем, исходит от Платона. Сократ был изумительным оратором и великой личностью, имел огромное влияние на Афины своего времени, создавал себе как преданных друзей, так и злейших врагов. Хотя сам Сократ вышел из народа, он не был сторонником демократии и находился, по крайней мере в последние годы своей жизни, главным образом среди богатых, а также среди молодых аристократов. Некоторые из них, подобно Алкивиаду, во время войны со Спартой выступали против своего города, в то время как другие, вроде Крития и Хармидеса, вошли в реакционное правительство тридцати тиранов, созданное после поражения. Они были свергнуты народным восстанием в 403 году и. э. и заменены демократическим строем, который, однако, дал обязательство спартанцам не предпринимать политических репрессий. Именно при этом правительстве Сократ был обвинен в непочтении к богам и совращении юношества, но подлинные причины суда над ним были политическими. Его враги хотели, очевидно, лишь сослать его, но хладнокровная и вызывающая защита привела Сократа к тому, что они приговорили его к смерти и превратили его в первого и наиболее известного мученика за философию. Обстоятельства жизни и смерти Сократа, более даже, чем его собственная личность, характеризуют расхождение путей в греческой мысли. С этого времени философия разделилась на моральное, или этическое, и естественное, или физическое, направления, и на протяжении 2000 лет первое из них имело больший престиж.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Сократ и логика» з дисципліни «Наука в історії суспільства»