Среди первых философов, которые так и поступили, были Парменид (470 годдо н. э.) из Элей (Южная Италия) и его ученик Зенон (450 год до н. э.), связанные с аристократической и консервативной партией этого города. Парменид был философом чистого разума. Он энергично нападал на все исследовательские и опытные науки, утверждая, что такие занятия могут дать лишь неопределенные мнения вследствие ошибочности чувств, тогда как истины числа, которые воспринимаются чистым разумом, абсолютны. Требование абсолютной истины и определенности, чего нельзя обнаружить в несовершенных чувствах, в «невидящем глазе, в воспроизводящем звуки ухе», выражает потребность устойчивости, которая всегда снова возникает в смутные времена, обычно у потерпевших. Неудивительно, что эта антинаучная идеалистическая тенденция была позднее подхвачена Платоном и сохранилась в философии вплоть до наших дней. Парменид пошел еще дальше: он опровергал с помощью логики идею Гераклита о том, что все изменяется. Если то, чтоесть,—есть, и то, чегонет,^ нет, то ничего никогда не может случиться и изменение невозможно. Не только изменение, но даже и разнообразие невозможны в такой вселенной. Реальная Железный век. Классическая культура 10? вселенная едина и неизменна. Поскольку же наши чувства показывают нам разнообразие и изменение, то они являются видимыми, а кажущийся материальный мир должен быть иллюзией. Таково первое ясное утверждение крайне идеалистического воззрения и начала формальной логики, Гегель взял логику Пармеиида и опроверг его доказательства, утверждая, что идея бытия, находящаяся в противоречии с идеей небытия, порождает идею становления и тем самым с помощью того же диалектического идеализма—весь сложный идеальный мир. Это была та философия, которую Маркс поставил на ноги, основав диалек* тический материализм. Идеализм Пармеиида не был таким чистым, как это кажется. Идея неизменного единства крайне удобна для меньшинства, правящего по «священному» праву. Ученик Пармеиида, Зеион, выступив против основ математической и физической теории Пифагора, выдвинул четыре простых парадокса, которые, как видно, логически доказывают, что время или расстояние не могут быть ни непрерывными, ни прерывными. Если пространство непрерывно, то бегун никогда не достигнет цели. Если он находится на полпути, то ему понадобится время, чтобы одолеть половину остатка пути, и так ad infinitum (до бесконечности.'—Перев.). Если же пространство прерывно, то стрела не сможет двигаться, ибо она находится либо в одной, либо в другой точке, а между ними ничего нет. Парадоксы Зенона не были совершенно бесполезными—они положили начало поискам точности в математике. Эти хитросплетения имели своею целью доказать, что видимый мир не может реально существовать; но они также могут хорошо продемонстрировать тот факт, что чистый разум может быть глупее и бессодержательнее, чем то, что могут изобрести наши чувства.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Парменид» з дисципліни «Наука в історії суспільства»